В казахстанской энергетике много проблем, и все они крайне острые. Это и надвигающийся дефицит электричества, и череда аварий, вызванных износом инфраструктуры, и невыносимый, убийственный смог в городах. 

Когда люди в 30-градусные морозы надолго остаются без тепла и электричества в стране, где не идёт война, – это немыслимо. Как и утопающие в угольном смоге города в стране, богатой газом. Да и дефицит электричества в стране солнца, ветров, газа и урана тоже довольно странен. Но это казахстанская реальность.

Огромные надежды Казахстан, как и весь мир, возлагает на возобновляемые источники энергии. Но это не панацея, подчёркивают эксперты.

Энергетическая безопасность под угрозой 

Председатель совета директоров ассоциации Qazaq Green Нурлан Капенов считает, что нынешняя ситуация с дефицитом электроэнергии и износом инфраструктуры угрожает энергетической безопасности Казахстана.

"Дальнейшее развитие ВИЭ с таким плачевным состоянием электроэнергетики в стране невозможно, – подчеркнул Нурлан Капенов. – У нас не хватает балансирующей мощности. Мы говорим о Новом Казахстане, о реформах, но сегодня порядка 1 гигаватта балансирующей мощности мы ежесуточно берём у России. Это говорит о том, что наша национальная энергетическая безопасность на очень низком уровне".

"Накопились также такие проблемы как дефицит манёвренных мощностей, устаревание генерирующего оборудования, рост аварийности, дефицит резервов мощности в системе, изолированность западной энергозоны от центральной, зависимость от перетоков из сопредельных государств. Все эти проблемы, повторюсь, представляют реальную угрозу энергетической безопасности страны", – добавил эксперт.

По словам Капенова, геополитическая обстановка диктует новые вызовы для энергетического сектора Казахстана. Страны ЕС, США и Великобритания отказались от российских энергоресурсов, и беспрецедентный рост цен на энергоносители на мировых рынках породил ещё большую потребность в более широком применении ВИЭ.   

"Проблем много в отрасли электроэнергетики, а есть ли свет в конце тоннеля? Есть ли у правительства стратегическое видение развития отрасли? Пока что мы двигаемся как слепые котята, не понимая, куда идём. Работаем по стратегии тушения пожаров: где прорвало, где сломалось, где вышло из строя, туда кидаемся, выделяем деньги из бюджета, трясём наших олигархов и так далее. А стратегического видения, как двигаться стране дальше, нет", – заявил глава совета директоров ассоциации.

Он рассказал, что в стране разработан ряд важных документов: Концепция развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года, Прогнозный энергетический баланс до 2035 года, также сейчас разрабатывается Концепция развития энергетической отрасли до 2035 года. Но ни один из перечисленных документов, по словам Капенова, не имеет экономических расчётов.

Ветроэлектростанции близ города Ерейментау / Фото Informburo.kz

"Например в Прогнозном энергетическом балансе Минэнерго до 2035 года говорится, что 40% угольной генерации должно уйти и вместо неё должна прийти газовая генерация. ВИЭ за ближайшие 10-12 лет должны развиться до + 6,5 гигаватта. Это огромная мощность! Но никто не говорит, как и за счёт чего этого всего добиться. То есть откуда брать газ, если говорят, что его в стране не хватает? А если прекратить экспорт газа за рубеж и использовать его на местном рынке, то во сколько он нам обойдётся, как и ВИЭ? Когда прекратится угольная генерация, куда пойдут рабочие? Абсолютно нет экономических расчётов", – подчеркнул эксперт.

Ассоциация инициировала разработку Стратегии развития отрасли электроэнергетики и обеспечения энергетической безопасности, но пока проект только на словах.

"Мы должны разработать такой детальный документ с привлечением отечественных экспертов, рассчитать, насколько повысятся тарифы, кто и как их будет компенсировать. За любую модернизацию в конечном счёте платят потребители. Президент заявил, что готов поддержать население в виде адресной помощи, особенно категорию социально уязвимых слоёв населения. Прошу заметить, что в Казахстане самые низкие тарифы в мире на электроэнергию", – сказал Нурлан Капенов.  

Не за горами веерные отключения электричества

Отдельно Капенов остановился на изношенности электросетей и генерации электричества от сжигания угля. Износ электросетей, по его словам, в некоторых регионах достигает 80% и с каждым годом увеличивается.

Теплоэлектростанция на угле в Казахстане / Фото Informburo.kz

"Когда начнутся веерные отключения из-за того, что энергопередающие сети не будут выдерживать, тогда эта проблема коснётся каждого казахстанца. Ужасное, плачевное положение в отрасли не даёт возможность развивать "зелёную" энергетику, которая не стабильная. При присоединении к электросетям она даёт дисбаланс. Если штиль недельный, где взять эту генерацию? Если буран идёт, солнечные панели не дают электроэнергию, что заместит? Нужно об этом думать", – предложил эксперт, отметив, что ближайшие 10-15 лет страна не сможет отказаться от использования угля.

"Хоть мы (ассоциация. – Ред.) и "зелёные", но без угольной генерации пока никуда. Мы не можем и не знаем, чем заменить уголь. Сегодня нет такого инструмента, учитывая наш холодный климат. Но если будем строить новую угольную генерацию, нужно изучить технологии "чистого" угля, которые значительно снижают вред от выбросов. Однако это очень дорого", – сказал Капенов.

Среди факторов, препятствующих быстрому развитию ВИЭ в Казахстане, председатель совета директоров ассоциации Qazaq Green также отметил нарушение в этом году Министерством энергетики регламента проведения аукционных торгов по продаже электроэнергии от проектов ВИЭ, занижение стартовых цен, а также высокую волатильность курса тенге, которая негативно влияет на финансовое состояние действующих и новых проектов.

"Нацбанк недавно снова повысил базовую ставку до 16,75%. Это говорит о том, что наши бизнесмены и инвесторы, желающие реализовывать проекты в Казахстане, вынуждены кредитоваться под 23-25%. Под такие проценты невозможно реализовать проект без повышения тарифов на аукционах", – считает Нурлан Капенов.

Что мы скажем будущим поколениям?

Директор департамента по возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики Абай Куланбай был не так пессимистичен в прогнозах. Он сказал, что в стране есть все условия для развития ВИЭ и государство всячески поддерживает отрасль.

По словам чиновника, сейчас ВИЭ производят около 4% электроэнергии в стране, к 2025 году планируется достичь 6%, к 2030 году – не менее 15% от общего объёма выработки электроэнергии, а к 2050 году этот показатель должен достичь 50%.

В стране построено 130 объектов ВИЭ с суммарной мощностью 2,4 гигаватта. С 2009 года для развития ВИЭ было привлечено свыше 1 трлн тенге инвестиций. Создано более 2000 рабочих мест.  

Говоря о международных обязательствах Казахстана по декарбонизации, например в рамках того же Парижского климатического соглашения, председатель правления ассоциации Qazaq Green Айнур Соспанова заявила, что в случае невыполнения условий соглашения страну ожидают серьёзные неприятности.

"Если мы до 2030 года не достигаем целей, указанных в соглашении, то Казахстан выбывает из Парижского климатического клуба. Страна получает не только снижение международного авторитета, но и снижение доступа к финансированию, к лучшим технологиям", – пояснила Айнур Соспанова.

"Нельзя говорить: "Ну, не достигнем – и ничего страшного". Будет страшно, и это касается не только внутристрановых вещей. Что мы будем говорить следующим поколениям? Что мы сделали для того, чтобы наша земля была чистая, чтобы завтра следующее поколение не ужалось на одном квадратном километре, потому что вся остальная земля будет загрязнена? ВИЭ – это и есть эффективный способ декарбонизации", – резюмировала эксперт.


Читайте также: