Правительство будет менять механизмы поддержки малого и среднего бизнеса в стране. Такое поручение дал кабинету министров президент Касым-Жомарт Токаев на съезде НПП "Атамекен". 

"Правительству совместно с НПП "Атамекен" следует разработать новую стратегию развития МСБ, предусматривающую переход от прямой, по сути безадресной, поддержки и субсидирования бизнеса к более рыночным инструментам и подходам. Давней и пока не решённой проблемой является то, что несмотря на общий рост количества МСБ, сохраняется низкая доля средних компаний. А ведь именно они более устойчивы и конкурентоспособны", – заявил Токаев. 

В Институте экономических исследований отмечают, что казахстанский бизнес сегодня – это преимущественно микро- и малые компании, на их долю приходится 99,8% от всех действующих субъектов малого и среднего предпринимательства МСП. Остальную часть – 0,2% занимают субъекты среднего предпринимательства.

При этом, несмотря на то что средний бизнес зачастую характеризуется более высокими показателями производительности труда, высоким уровнем инновационности и технологичности, за последние 10 лет количество зарегистрированных субъектов среднего предпринимательства в Казахстане сократилось в 4,5 раза. 

Вместе с тем, как отметила эксперт института Дарина Кенес, именно незначительная доля среднего бизнеса является наиболее продуктивным слоем экономики по сравнению с малым бизнесом.

"Они формируют около 20% от валовой добавленной стоимости МСП, производительность их одного работника выше в два раза или на 9,5 млн тенге по сравнению с малым предприятием, средний объём выпуска в 27 раз превышает показатели малого бизнеса, а среднемесячная зарплата на средних и крупных предприятиях на 20% выше. Учитывая потенциал средних компаний, в Казахстане принят курс на взращивание стабильной прослойки среднего бизнеса, который призван стать основным драйвером роста МСП в среднесрочной и долгосрочной перспективе", – сказала она. 


Читайте также:


Однако, по словам эксперта, достижение столь амбициозной задачи возможно только в случае активного роста существующих средних компаний, находящихся ближе к нижнему пороговому значению по среднегодовым доходам, и стабильного роста малых компаний до соответствия критериям среднего бизнеса.

"В этих целях необходимо трансформировать меры государственной поддержки с приоритетом стимулирования эффективных и конкурентоспособных малых и средних предприятий, которые имеют высокий потенциал роста.

Для акселерации роста компаний необходимо предусмотреть более широкий спектр инструментов поддержки, это позволит обеспечить форсирование как малых, так и средних предприятий к развитию согласно их жизненного цикла.

Благодаря поддержке эффективных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, которые представляют собой ядро устойчивого экономического и политического развития, ожидается преобразование отечественного предпринимательства в движущую силу нового экономического курса. Это соответствует Стратегии развития Казахстана до 2050 года", – отметила Кенес.

Кандидат экономических наук, ассоциированный профессор Университета "Нархоз" Канат Ергалиев напомнил, что значительная часть механизмов поддержки бизнеса в стране была принята ещё на заре независимости, и за 30 лет, несмотря на корректировки, эти подходы существенно устарели. Кроме того, пандемия внесла определённые коррективы в деятельность многих предприятий, значительно ускорила развитие цифровой экономики, и как следствие, Казахстан не должен отставать от общемировых трендов. 

"Без поддержки государства развитие малого и среднего бизнеса невозможно, это мировая практика. У нас поддержка оказывалась всегда, но нужно посмотреть на её эффективность. Нужно понимать, основа малого и среднего предпринимательства – это производство. В нашей республике производство, к сожалению, очень слабо развивается. Конечно, нельзя говорить, что его нет совсем, но в определённых секторах экономики производство не покрывает потребности нашего государства. Эти моменты государство и должно координировать, – говорит профессор. – Я предполагаю, что

необходимо на 5 или 10 лет освободить от налогов субъекты малого и среднего бизнеса или ввести налоговые льготы, нужно сделать низкие процентные ставки по кредитам, максимально низкие, насколько это возможно, именно для развития производства. Только в этом случае бизнес сможет встать на ноги.

Конечно же, нужно учитывать вопросы обеспеченности производства сырьём, без сырьевой базы развитие невозможно. И здесь тоже потребуется государственная поддержка. Поскольку в настоящее время, пока предприятия у нас зависят от импортного сырья, курсовой разницы, других различных составляющих, говорить о качественном рывке в развитии невозможно. Продукция этих предприятий нередко по стоимости не отвечает покупательским возможностям наших потребителей. Все эти вопросы необходимо учитывать, без них мы не сможем развить устойчивый малый бизнес", – резюмировал эксперт.

Экономист Аскар Кысыков отметил, что в последние годы государство значительно увеличило объёмы оказываемой бизнесу поддержки. Если в 2019 году и ранее на программы поддержки МСБ из республиканского бюджета выделялось около 40 млрд тенге, то в 2020-2021 годах эти суммы составляют 100 млрд тенге в год.  

"В 2020 году, в рамках антикризисной поддержки, правительство значительно расширило льготное кредитование, расширило меры поддержки, которые получает бизнес. Например, по Дорожной карте бизнеса были сняты отраслевые ограничения. Поддержкой охвачены практически все отрасли экономики. По сути, у государства отсутствуют какие-либо приоритеты в поддержке", – подчеркнул эксперт. 

Вместе с тем сейчас господдержкой пользуются около 40 тысяч предпринимателей, и это очень узкая прослойка. Кроме того, есть компании, которые фактически выживают на рынке только за счёт помощи со стороны государства. 

"Поэтому если мы говорим о том, что будем уходить от такой  поддержки, от субсидий, то конечно, параллельно необходимо решить вопрос с доступным банковским кредитованием. Потому что кредиты по нынешним рыночным ставкам неподъёмны для малого и среднего бизнеса. Кроме того, должны быть введены такие инструменты, которые не искажают конкуренцию.

Поскольку сейчас, когда доступ к мерам поддержки, субсидиям, имеет практически любой предприниматель, есть виды бизнеса, которые за счёт этой поддержки обеспечивают свою рентабельность, и по сути государство финансирует их неэффективность. Такие компании в рыночных условиях, без господдержки, были бы неконкурентоспособными. Поэтому меры должны перенастраиваться на поддержку более эффективных, развивающихся предприятий. При этом компании, в обмен на меры поддержки, будут брать обязательства по своему росту, цифровизации, обновлению. И государство будет понимать, что в ответ будет получать развитие эффективных, конкурентоспособных компаний", – считает Кысыков. 

По поручению президента, новая концепция развития малого и среднего бизнеса до 2030 года должна быть принята в 2021 году. 


Читайте также: