Искусственный интеллект в государственных сервисах: реальная потребность или мода на технологии?
24 декабря 2024 года на выездном заседании правительства министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) Республики Казахстан Жаслан Мадиев представил новый проект – виртуального ассистента на базе искусственного интеллекта eGov.AI, который был внедрён в тестовом режиме в приложение eGov Mobile.
Министр отметил, что, несмотря на доступность большинства государственных услуг в онлайн-формате, казахстанцы по-прежнему часто обращаются в ЦОНы.
Когда пользователи смогут воспользоваться ИИ-ассистентом, какие функции будут доступны при полном запуске и где ещё в мире применяются подобные технологии, разбиралась корреспондент Informburo.kz.
Нужен ли ИИ в eGov
Разобраться на сайте eGov не всегда просто. Каждая государственная услуга имеет название, которое зачастую неочевидно или сложно запомнить, что затрудняет её поиск. Наугад найти нужную услугу практически невозможно. Именно для решения таких проблем и предназначен ИИ-ассистент.
ИИ-помощник способен через диалог с пользователем выявить его потребности, уточнить детали запроса и предложить подходящую услугу или предоставить прямую ссылку на неё.
"Основная цель ИИ-ассистента – персонализация услуг, упрощение взаимодействия граждан с государственными органами, доступность государственных услуг и сервисов, а также снижение нагрузки на операторов", – поясняют в МЦРИАП.
Также МЦРИАП подчеркнуло, что ИИ-ассистент не заменит операторов. Он предназначен для решения рутинных задач и сокращения времени ожидания ответа на запросы пользователей, в то время как сложные запросы будут передаваться специалистам.
Когда помощник начнёт работу
В МЦРИАП сообщили, что пока специалисты АО "НИТ" занимаются созданием и отладкой прототипа ИИ. Они тестируют базовые функции, проверяют корректность ответов и улучшают механизм обработки запросов пользователей.
"ИИ-ассистент будет запущен после его полноценной апробации и нормативного закрепления, предварительно – II квартал 2025 года", – ответили МЦРИАП на запрос Informburo.kz
В первую очередь это будет мобильное приложение eGov Mobile и веб-версия eGov.kz. Интеграция с популярными мессенджерами вроде Telegram и WhatsApp пока не планируется.
Особое внимание уделяется поддержке казахского языка. На данный момент специалисты работают над интеграцией и обучением языковой модели KazLLM под нужды eGov. Приоритетом был и остаётся казахский язык, другие же языки пока не рассматриваются.
Для повышения доверия пользователей и создания более персонализированного взаимодействия в качестве прототипа виртуального помощника был выбран реальный человек. Такой подход, по мнению разработчиков, повысит узнаваемость сервиса и сформирует положительное восприятие ИИ-ассистента.
В планах не только у Казахстана
В России в декабре 2024 года также началось тестирование бета-версии виртуального помощника для портала "Госуслуги" – робота Макса, который работает на основе российских генеративных нейросетей.
Макс предназначен для упрощения взаимодействия пользователей с порталом, создания пошаговых инструкций под конкретные запросы и помощи в сложных ситуациях. Чтобы включить бета-версию, пользователям нужно переключить специальный тумблер в диалоге с виртуальным помощником.
Ожидается, что после доработки функционала обновлённый помощник станет доступен широкой аудитории в этом году.
Участие ИИ в жизни Сингапура
В Сингапуре агентство GovTech не ограничивается созданием языковых помощников – его технологии делают город умнее и удобнее для жизни. Уже сейчас работает виртуальный помощник Virtual Intelligent Chat Assistant (VICA), который помогает пользователям находить нужные госуслуги и отвечает на вопросы в максимально доступном формате.
Для транспортной системы в городе-государстве внедрили платформу Land Transport DataMall. Она в реальном времени показывает информацию о пробках, маршрутах общественного транспорта и загруженности дорог. Искусственный интеллект помогает планировать транспортные потоки и расписания автобусов.
В Сингапуре особое внимание уделяют поддержке пожилых граждан. Система GALE помогает им жить самостоятельно, оставаясь под наблюдением современных технологий. В домах устанавливаются кнопки экстренной помощи, с помощью которых можно сразу вызвать помощь. Умные датчики следят за состоянием здоровья и активностью, передавая данные для анализа врачам или социальным службам.
В планах агентства к 2030 году системой экстренной помощи оснастить более 26 тысяч домов, чтобы ещё больше пожилых граждан могли жить безопасно и комфортно.
В Штатах ИИ считает за людей налоги
В США налоговая система строго регулируется, и ошибки в декларациях могут повлечь серьёзные штрафы. За недоплату налога штраф составляет 20% от недоплаченной суммы, за опоздание с подачей – 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, а за умышленное уклонение штраф может достигать 75% недоплаченной суммы.
Чтобы упростить процесс подачи налогов, в США активно применяют искусственный интеллект. Популярные платформы TurboTax и H&R Block используют ИИ для автоматического заполнения форм на основе данных, введённых пользователем. Эти системы подсказывают доступные налоговые вычеты и кредиты, а также помогают налогоплательщикам минимизировать ошибки и выгодно подать декларацию.
В этих сервисах тоже работают виртуальные помощники. Они отвечают на вопросы пользователей, объясняют сложные моменты налогового законодательства и помогают разобраться в процессе подачи деклараций.
Кроме того, алгоритмы выявляют ошибки, проводят проверку на соответствие правилам и распознают признаки возможного мошенничества.