Государственные субсидии вредят экономике Казахстана? Экономисты дали оценку
Субсидирование экономики правительством Казахстана является одной из причин роста инфляции. Такое мнение недавно высказал экономист Галим Хусаинов. Он отметил, что искусственная поддержка в виде субсидий и различных госпрограмм подстёгивает инфляцию.
По мнению Хусаинова, базовая ставка не справляется с возложенной на неё задачей из-за субсидий и множества госпрограмм поддержки определённых отраслей.
"Итог один: реальная ставка по многим программам ниже, чем базовая, а значит, инструмент этот работает не в полной мере", – резюмировал экономист.
Он добавил, что субсидирование – это "искажение, которое приводит к давлению на инфляцию, а значит, реальное субсидирование перекладывается на плечи населения. Чтобы получить низкие ставки, нужно перетерпеть пару лет, отказаться от субсидий, выровнять работу базовой ставки, снизить инфляцию".
Правда ли, что госсубсидии дают обратный эффект и только усугубляют проблемы в экономике, корреспондент Informburo.kz узнал у экспертов.
"Правда находится где-то посередине. У нас чрезмерная поддержка некоторых привилегированных отраслей, якобы производителей. При этом другим производителям, которым действительно нужна поддержка, наоборот, закручивают гайки, и они лишаются стабилизации ситуации в целом. Это очевидный факт.
У некоторых меры стимулирования гигантского масштаба, а польза для экономики весьма сомнительная. Неправильно, что государство что ни день, то новое придумает, и бизнесу очень сложно прогнозировать в перспективе. Допустим, сегодня предприниматели построили бизнес-план исходя из субсидий, а если завтра перекрыть план, тогда будут большие проблемы для всех", – сказал эксперт в интервью с Informburo.kz.
Жаркенов считает, что всё нежизнеспособное не нужно. Нет необходимости поддерживать что-то искусственно. Есть жизнеспособные направления, которые могут в рынке работать, вне зависимости от господдержки. "Их необходимо расширить через механизмы регуляции, чтобы руки развязать. А у нас многие отрасли по рукам связаны регуляриторикой", – уточняет эксперт.
"Нужно приостановиться на время, проанализировать полностью все госпрограммы, которые имеются. Выявить, где есть эффект для населения или государства. Зачем помогать чему-то, что не будет платить налоги или создавать рабочие места?" – вопрошает экономист.
Спикер добавил, что социальный эффект также сомнительный: цены на продукцию растут, рабочих мест создано мало, при этом господдержка, как бешеная воронка, поедает госбюджет непрерывно. Много отраслей, где искусственно ужесточается ситуация. Сопроводительные накладные на товар (СНТ), утильсборы, маркировка продукции, – всё это накладывается и вносится в конечную стоимость продукции/услуг.
"Всех государственных чиновников прорвало на генерирование каких-то госпрограмм. Таким образом, все добросовестные и адекватные почему-то страдают, а привилегированные предприятия на этом, скажем, хорошо зарабатывают.
Хусаинов правильно отметил, необходимо трезво посмотреть на ситуацию. Провести аудит, с привлечением независимых экспертов, чтобы оценить всю господдержку, которая сейчас существует. Потом делать выводы и понять, что нужно развивать и где нужно аппетиты поумерить", – заявил Жаркенов.
Эксперт выразил мнение, что нет единого шаблона для решения всех вопросов, действовать нужно аккуратно и взвешенно. Жаркенов не считает себя сторонником радикальных мер. При этом он больше доверяет рынку, нежели чиновникам.
"Не думаю, что наши чиновники способны вести эффективную плановую экономику. Дело не в самом механизме, а в персонах, принимающих решение. Сомнительно, что чиновники будут принимать правильные решения для экономики, а не в угоду кому-либо", – считает Жаркенов.
Он заключил, что пандемия сильно повлияла на МСБ. Различные нарастающие инициативы государства могут сильно отпугнуть потенциальных предпринимателей, и это негативно скажется на рынке: уменьшится конкуренция, и это значит, что качество ухудшится, а цены станут ещё выше.
"Согласен с мнением Хусаинова. Предприниматели уже привыкли сидеть на этих субсидиях. С другой стороны, нужно понимать, что в той же Европе есть субсидированные отрасли. Правительство видит, что где-то перекос идёт, где-то недоразвитая отрасль. С помощью субсидий они могут грамотно регулировать. Необходимо развить субсидированный подход к тем, кто применяет новые методы и технологии. Пока субсидии необходимы, но проблема также в бюрократии. Может быть, нужно перевести всё в онлайн, чтобы не ходили комиссии. Предприниматель пока обойдёт все кабинеты, понесёт огромные расходы. Ведь время тоже важно. Если обманул, то накладывать штрафные санкции.
Но если субсидии совсем убрать, то производство встанет и цена взлетит. Все высокие процентные ставки и недополученные субсидии они заложат в себестоимость товара", – сказал экономист.
При этом Байганов согласен с Галимом Хусаиновым в том, что Нацбанку не удаётся с помощью базовой ставки сдерживать инфляцию.
"Поднятие базовой ставки не решит проблемы в краткосрочной перспективе. Нынешние изменения (имеется в виду недавнее повышение базовой ставки до 9,25%. – Ред.) приводят к удорожанию кредитов – значит, понизится производительность и повысится себестоимость. Это палка о двух концах. Нацбанк без совместной работы с членами правительства ничего не решит. Возможно, стоит пересмотреть субсидирование, долгосрочную политику во многих отраслях, повышать эффективность. Чем больше товаров и услуг, тем, соответственно, будет ниже себестоимость", – заявил эксперт.
Экономист указал на другую проблему, мешающую властям направлять развитие экономики в нужное русло: слишком часто меняются министры, нет долгосрочной стратегии, чиновники живут сегодняшним днём.
Также собеседник высказался о нынешних очень серьёзных проблемах в аграрном секторе, что оказывает сильное влияние на инфляцию.
"Мы можем сейчас наблюдать рост цен на продукты питания, а это имеет корни в сельском хозяйстве страны. То, что сейчас сена не хватает, демонстрирует неспособность предпринимателей реагировать на климатические изменения. Любой фермер должен заранее планировать количество сена, резерв хотя бы иметь. На юге часто бывают засухи, а сельские предприниматели и это не могут рассчитать. У нас не просчитывают риски. Откуда у мелких хозяйств возможности внедрять инновации, технологии, чтобы повышать конкурентоспособность? У них и знаний нет. Почему у нас продукты питания дорожают? У нас в основном мелкие хозяйства, а они в большинстве случаев низкорентабельны, так как не могут внедрять инновации, технику и автоматизацию ввиду отсутствия возможностей.
В России инфляция ниже, и у них в сельском хозяйстве основной драйвер роста – крупные агрохолдинги. Пшеница за год выросла на 40-50% на товарных биржах. Таким образом, нашим сельхозникам выгодно за рубеж продавать, соответственно, и в Казахстане будут расти цены. Также влияют катаклизмы по всему миру – это снижает урожайность", – заключил Байганов.
Читайте также:
- Засуха в Казахстане: катастрофу можно было предотвратить
- Финансовый аналитик Арман Бейсембаев: "Инфляция вышла из-под контроля"