Фарнборо-2018: жёсткая конкуренция Boeing и Airbus на британской площадке. Фоторепортаж
На территории выставочного комплекса аэропорта Фарнборо, в пригороде Лондона – Хэмпшире в течение пяти дней проходил Международный аэрокосмический салон Farnborough Airshow (FIA) 2018. Григорий Беденко посетил выставку по приглашению Национальной авиакомпании Air Astana.
Авиасалон Farnborough Airshow проводится один раз в два года по чётным годам и чередуется с французским "Ле Бурже" и российским МАКС, которые проходят в нечётные годы. Считается, что FIA лидирует среди различных авиасалонов мира по количеству и общей сумме заключаемых сделок.
В этом году на авиасалон в Фарнборо прибыли представители около 100 стран. По традиции основная часть переговоров проводится в первые три дня. В эти бизнес-дни заключаются главные сделки между производителями и эксплуатантами авиационной техники. На площадку выставки допускаются только представители мировых авиакомпаний и аккредитованные журналисты. Ещё два дня авиасалон открыт для всех желающих. В лётной программе Farnborough-2018 были заявлены 53 гражданских и военных самолёта, включая пилотажные группы.
Уже в первый день авиасалона инициативу захватили два крупнейших мировых авиастроительных концерна – Airbus и Boeing. По данным портала www.ato.ru, который специализируется на анализе мирового авиационного рынка, контракты были подписаны на рекордную для отрасли сумму – 46,4 млрд долларов. Заказано 311 гражданских авиалайнеров на сумму 43,6 млрд долларов. Наибольшим спросом пользовались узкофюзеляжные самолёты. Довольно крупный контракт получил бразильский авиапроизводитель Embraer. В пресс-релизах авиасалона также упоминаются заказы на российские SSJ-100 и МС-21, китайский ARJ-21.
Участие России в авиасалоне Фарнборо впервые с середины 1980-х годов было фактически сведено к нулю. Ни живой техники, ни даже макетов российские компании не выставляли. На площадке разместилось только шале, где проходили переговоры. Причина в серьёзном охлаждении отношений между РФ и Великобританией, имевшем место в последнее время. Но при этом успехом можно считать предварительное соглашение о намерениях, заключённое между компанией "Гражданские самолёты Сухого" и перуанской Peruvian Airlines. Оно предусматривает покупку 10 модифицированных самолётов SSJ 100 с законцовками крыла и 10 самолётов МС-21.
Boeing и Airbus на Farnborough Airshow-2018 в общей сложности продали более 1000 самолётов. При этом американский авиастроительный концерн по количеству заказов опередил своего европейского конкурента: европейский Aibus получил 431 заказ, из которых твёрдыми считаются 93, а 338 – это меморандумы о взаимопонимании, а заказчики Boeing подписали твёрдые контракты и обязательства на 673 самолёта на сумму 98,4 млрд долларов по так называемым каталожным ценам, которые являются первичными при поставках воздушных судов эксплуатантам.
Большая часть контрактов заключена в секторе узкофюзеляжных воздушных судов. Аirbus собрал портфель на 364 таких самолёта, включая новейший А220, а Boeing – на 564.
Любопытным фактом можно считать лидерство американских авиапроизводителей на авиасалоне. Самый вместительный узкофюзеляжный лайнер семейства 737 MAX 10 обошёл по количеству заказов своего европейского конкурента – А321neo. И это при том, что новый "американец" ещё не вышел на рынок. Кроме того, MAX 10 уступает А321neo по вместимости: он может перевозить до 230 пассажиров, а А321neo в новой версии Airbus Cabin Flex (ACF) рассчитан на 240 кресел.
Ещё одна любопытная деталь: А321neo летает дальше своего американского конкурента – на 6 850 километров, а "дальнобойный" А321LR (он, кстати, скоро пополнит флот казахстанской авиакомпании Air Astana) – на 7 400 километров. Максимальная дальность Boeing 737 MAX 10 – 6 110 километров. И тем не менее заказчики отдают предпочтение именно американской продукции. Вполне возможно, что здесь идёт речь о достаточно сильном лобби в авиационной сфере с американской стороны.
В общей сложности с момента начала продаж Boeing 737 MAX портфель заказов на "десятку" уже превышает 500 единиц, на А321neo – 1 942 единицы. В настоящее время, чтобы сократить отставание, американский авиационный гигант планирует начать разработку самолёта среднего сегмента. Проект получил название New Midsize Airplane (NMA). Сам авиалайнер, по всей видимости, получит индекс Boeing 797. Однако Airbus и здесь принимает контрмеры. Изучается возможность ещё больше увеличить дальность А321neo. Модификация будет называться A 321 XLR (Xtra-Long Range). Можно предполагать, что жесточайшая конкуренция двух ведущих мировых авиапроизводителей в обозримом будущем сохранится.
Любопытнейшим экспонатом Farnborough Airshow-2018 стал региональный самолёт А220-300, который впервые представлен широкой публике под брендом Airbus. Весь фокус в том, что этот самолёт производится канадской компанией Bombardier по проекту CSeries. Ранее он назывался СS-300. Самолёт очень современный, и в процессе эксплуатации получил самые лестные отзывы авиационных экспертов. Совсем недавно Аirbus выкупил у Bombardier контрольный пакет акций проекта CSeries. В результате в ходе авиасалона Фарнборо Airbus получил 60 заказов на самолёт, прошедший ребрендинг. A220-300 вмещает 160 кресел.
Что касается широкофюзеляжных лайнеров, то здесь заказы распределились следующим образом: Boeing 787 Dreamliner – 52 единицы; новейший Airbus A330neo – 42 единицы. Эта машина выпускается в двух версиях А330-800 и А330-900. Ещё 25 заказов поступило на A350XWB, который считается пассажирским самолётом нового поколения. Американцам также удалось продать грузовые воздушные суда – Boeing 777F в количестве 48 единиц и Boeing 747-8F в количестве 5 единиц.
После авиасалона в Фарнборо портфель заказов Airbus значительно вырос – до 752 самолётов (354 твёрдых заказа и 398 предварительных заказов):
А220 – 120 единиц;
А320 – 481;
А330 – 56;
А350 – 75;
А380 – 20.
Портфель заказов Boeing следующий:
737 – 4 688 единиц (твёрдые 745);
747 – 12 (6);
767 – 98 (15);
777 – 428 (60);
787 – 658 (107).
Как и следовало ожидать, на FIA-2018 активно продвигался обновлённый украинский авиапром. Концерн "Антонов" подписал контракт с дочерней компанией Boeing – Aviall Services, которая является дистрибьютором авиационных запчастей и логистических услуг. Соглашение касается общих условий по взаимодействию в производстве. Согласно подписанному договору, Aviall займётся поддержкой сборки, оказанием послепродажных услуг и поставкой комплектующих на модернизированные самолёты семейства Ан-1X8 NEXT (Ан-148, Ан-158, Ан-178). Программа Ан-1X8 Next была анонсирована на Фарнборо-2018.
Премия Skytrax
В дни проведения авиасалона Farnborough Airshow-2018 в лондонском The Langham Hotel прошла торжественная церемония вручения премии World Airline Awards. Эта представительная награда учреждена влиятельной британской частной консалтинговой компанией Skytrax, которая специализируется на изучении качества предоставляемых услуг различными авиакомпаниями и аэропортами.
Skytrax основана в 1989 году и предоставляет информацию о более чем 210 авиакомпаниях и 65 аэропортах на основе различных видов опросов пассажиров. Skytrax ежегодно проводит различные опросы пассажиров, чтобы оценить качество сервиса авиаперевозчиков и аэропортов. Опрашиваются случайно выбранные пассажиры на месте, по телефону, а также клиенты могут самостоятельно принимать участие в регулярно проводимых онлайн-опросах на официальном сайте Skytrax.
Air Astana в седьмой раз признана лучшей авиакомпанией Центральной Азии и Индии. В этом году в опросах Skytrax приняли участие около 19 миллионов авиапассажиров со всего мира.
Оценка качества услуг авиакомпаний проводилась по нескольким критериям: регистрация пассажиров, посадка на борт, чистота и комфортабельность салона, качество питания, напитков, развлекательная система на борту и уровень бортового обслуживания. Исследование охватило более 200 авиалиний, от крупных международных авиакомпаний до небольших местных авиаперевозчиков.
– Для нас огромная честь снова получить эту высокую награду, – сказал президент Air Astana Питер Фостер. – Это признание наших заслуг очень важно и ценно для нас, так как оно основано на личном выборе наших пассажиров. Мы искренне благодарны им за выбор и всегда рады приветствовать на борту самолётов "Эйр Астаны". Также я хотел бы выразить признательность сотрудникам авиакомпании, которые каждый день прикладывают максимум усилий, чтобы предоставлять неизменно высокое качество обслуживания. Мы продолжим дальнейшую работу по совершенствованию наших услуг для достижения более высоких стандартов сервиса.