Пандемия больно ударила по туристической сфере. Ограничения заперли людей по домам, городам и странам. Сфера два месяца была в полной изоляции и потом возвращалась лишь частями. Агентствам пришлось подстраиваться под новые правила игры, а ещё они столкнулись с новыми запросами клиентов. За четырьмя стенами люди привыкли к цифровым технологиям и безопасности. Потому перед туристическими организациями стоит новый вызов: быстрее подстроиться под клиента и предложить нужную услугу.

В Алматы на площадке Центрально-азиатского торгового форума, организованного Агентством США по международному развитию (USAID), эксперты обсудили вопросы восстановления индустрии туризма в условиях Covid-19.

Заместитель председателя правления АО Kazakh Tourism Кайрат Садвакасов привёл данные, что в Казахстане туристский поток снизился на 76%. В период постпандемии очень важно убедиться, что протоколы безопасности внедрены и соблюдаются. Эксперт считает, что даже в Европе уже не так строго соблюдается масочный режим. Ограничения повсеместно ослабевают.

Садвакасов отметил, что важно дать туристам допуск к пересечению сухопутных границ разных стран. Основной турист шёл в Казахстан сухопутным путём. Эксперт указал на то, что несмотря на различные меры предосторожности при авиаперевозках (ПЦР-тесты, фильтры в самолётах, социальная дистанция и прочее), экспорт заразы всё равно происходит.

"Сидеть в самолете с 150 пассажирами или ехать в машине со своими членами семьи, периодически останавливаясь лишь на заправке", – указал на преимущества сухопутного передвижения Садвакасов.

Зелёные коридоры для туристов между странами

Важен облегчённый контроль прохождения через сухопутную границу. Необходимо взаимное признание вакцинных паспортов, сказал эксперт.

В пример он привел практику "тревел-бабл". Под тревел-баблом подразумевается "зелёный коридор", который позволит путешествовать между двумя точками (например, городами) без карантинного контроля. Однако в рамках "пузыря" путешественники всё же должны сдавать тест на коронавирус.

Но преимущества очевидны: приезжающим не будет нужно уведомлять власти о своем маршруте или оставаться дома или в отеле на протяжении двух недель. Эксперт считает, что в штатном режиме, при чётком протоколе перехода через границу, подобная практика позволит восстановить пиковый поток туристов, который был в 2018-2019 годах.


Читайте также:


Эксперты предлагают создать специальный орган, аналог Межведомственной комиссии, но которая бы контролировала приезд/прилёт туристов. Новая комиссия помогла бы миновать бюрократию и обеспечить полную безопасность в туристической сфере.

По мнению эксперта, чтобы возобновить туристические потоки в Казахстан, необходимо привести в порядок пункты перехода через границу. Также актуально вновь поднять тему о внедрении сезонных КПП – к примеру, для таких маршрутов как Алматы – Иссык-Куль.

Также Садвакасов заявил, что в Казахстане всегда была проблема с отсутствием гарантированных туров в определённый день.

Сейчас государство помогает частному бизнесу продвигать гарантированные туры с датой. Необходимо в едином маркетплейсе продвигать продукты и с участием государства брать на себя дорогостоящий элемент продвижения, чтобы увеличить потоки между странами.

Люди отказываются от комфорта и стремятся на природу

Основатель туркомпании SkyWay Travel Асем Козбагарова рассказала о желании туристов уехать подальше от городов. 

По её словам, для отдыхающих важно соблюдение социальной дистанции, они хотят почувствовать себя более уединённо. Часто спрашивают, какая загрузка будет в отеле и других точках, этот вопрос волнует многих. Переживают за нормы санитарной безопасности: как будут о них заботиться, что будет, если они вдруг заболеют.

Люди всё больше желают отдыхать на природе, притом там, где мало других туристов. Также многие стремятся открывать новые места и посещать малоизвестные страны.

Самый важный тренд, который наблюдается во многих государствах мира: всё больше людей хотят лучше узнать свою страну. Внутренний туризм продолжает развиваться, даже после ослабления ковидных ограничений.

Больше акцента делается на индивидуальные туры и туры в мини-группах. Сейчас тестируются luxury-услуги, такие как аренда частных самолётов и вертолётов. Таким образом, туристы посещают труднодоступные и удалённые объекты, при этом с минимальным риском заболеть.

В линейках туристических компаний всё больше появляются экотуры, развивается сельский туризм, наметился тренд на активный отдых в горах.


Читайте также:


В крупных городах растёт популярность туров выходного дня с выездом на природу. Появилось множество компаний, специализирующихся на этом. Раньше не все задумывались, что можно отдохнуть с пользой для организма. Сейчас же многие стали интересоваться санаторно-курортным лечением.

Приобретают популярность мероприятия на природе, где имеется выездной кейтеринг.  При этом, как отметила эксперт, туры стали более продолжительными, потому что приходится учитывать все дополнительные проверки, связанные с пандемией.

Гостиницы тоже подстраиваются под новую реальность

В отельном бизнесе тоже изменения. О них рассказал генеральный менеджер отеля Sheraton Nur-Sultan Мислав Микашек.

"Если гостиницы и так акцентировали своё внимание на чистоте, то теперь мы стали гиперчистыми", – прокомментировал новые санитарные правила Микашек.

Он отметил, что в отелях появились камеры, сканирующие температуру посетителей, фильтры воздуха. И на это клиенты обращают внимание ещё до бронирования номера.

Поменялись форматы проведения встреч в конференц-залах. Учитывается необходимость дистанцирования. Разрабатываются новые решения для еды и напитков, в том числе частные комнаты для ужинов.

Большинство гостиниц разрабатывают свои приложения для бесконтактных заказов различных услуг. Подключаются стриминговые платформы в номер, такие как Netflix.

Генеральный директор маркетингового агентства Red Point Асель Кожакова обратила внимание на то, что люди начали искать активности дома или неподалёку. Локализованный контент, продукт и персонификация становятся ещё более актуальными, чем раньше.

Снижается лояльность к бренду, и потребители быстрее переключаются на новые бренды. По словам Кожаковой, компании будут больше вкладывать в сохранение лояльности клиентов, чем в креатив.


Читайте также: