60 км/ч на Аль-Фараби: насколько обосновано решение акимата
В Алматы с 15 января снизят разрешённую скорость движения с 80 до 60 км/ч на Восточной объездной автодороге, проспекте Аль-Фараби и улице Саина.
В полиции заявили, что снижение скорости на проспекте Аль-Фараби увеличит время в пути для автовладельцев не более чем на две минуты.
Простое деление расстояния на скорость показывает, что на всём участке ВОАД – Аль-Фараби – Саина разница во времени должна составить порядка 5 минут. Informburo.kz решил проверить это в реальных дорожных условиях.
Два водителя в одно и то же время стартовали с Халык Арены и через Аль-Фараби проехали до перекрёстка Саина – Толе би (отсюда уже действует знак ограничения скорости в 60 км/ч). Один ехал на скорости 80 км/ч, где это разрешают знаки и позволяет трафик. Второй ехал так, как будто уже наступило 15 января и разгоняться выше 60 км/ч в городе больше нельзя.
В первый раз машины стартовали 28 декабря (пятница) в 11.30, и результат получился соотносимый с тем, о котором говорили в полиции. Разница составила 2 минуты 5 секунд. Участники эксперимента пришли к выводу, что эта цифра не до конца отражает действительность, так как второй водитель на многих отрезках пути просто не имел возможности разогнаться до 80 км/ч.
Эксперимент повторили в тот же день в 23.10. Разница составила уже 3 минуты 48 секунд.
В акимате считают, что из-за низкой пропускной способности на дорогах в часы пик изменение скоростного режима не приведёт к существенным изменениям, при этом одной из основных причин заторов становятся как раз ДТП.
Городские власти в ответе на официальный запрос Informburo.kz приводят множество зарубежных исследований, подтверждающих зависимость между скоростью и дорожным травматизмом.
"Снижение скоростного режима на этих улицах – мера, направленная на снижение уровня смертности на дорогах", – говорится в ответе акимата.
Но если обратиться к статистике, смертей на ВОАД, Аль-Фараби и Саина не так много.
Комитет по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК администрирует карту дорожно-транспортных происшествий, повлёкших гибель или ранение людей (проект не учитывает аварии, в которых не пострадали люди).
По данным карты, в декабре 2018 года на ВОАД не произошло ни одного ДТП. На Аль-Фараби и Саина за месяц зафиксировано 13 дорожных происшествий. Пострадали на этом участке 18 человек, не умер ни один. Аварии происходили в равной степени днём и ночью.
Автомобильные аварии, всего 10:
- 3 ДТП в районе Есентая (превышение скорости, всего 5 пострадавших);
- 1 ДТП на Аль-Фараби – Жарокова (превышение скорости, 1 пострадавший);
- 1 ДТП на Аль-Фараби – Розыбакиева (нарушение правил маневрирования, 2 пострадавших);
- 1 ДТП на Аль-Фараби – Мустафина (несоблюдение очерёдности проезда нарушение правил проезда перекрёстков, 2 пострадавших);
- 2 ДТП на Саина – Жандосова (превышение скорости, всего 2 пострадавших);
- 1 ДТП на Саина – Жубанова (превышение скорости, 2 пострадавших);
- 1 ДТП на Саина – Толе би (нарушение правил маневрирования, 1 пострадавший).
Столкновения с пешеходами, всего 3:
- 2 ДТП на Саина – Аскарова (нарушение правил маневрирования, 2 пострадавших);
- 1 ДТП на Саина – Жубанова (нарушение правил маневрирования, 1 пострадавший).
При этом динамика положительная. Для сравнения: в декабре 2017 года аварий на тех же улицах произошло ровно вдвое больше – 26. Из них в 7 случаях – столкновение с пешеходами. Соответственно, пострадало больше человек – 40. Число погибших на ВОАД, Аль-Фараби и Саина в декабре 2017 года, по данным комитета, также равно нулю.
Заместитель акима Алматы Ерлан Аукенов ранее также привёл статистику. По его информации, ситуация за 11 месяцев 2018 года обстоит так:
- Аль-Фараби (60 ДТП, раненых – 72, погибло – 4);
- Саина (80 ДТП, раненых – 91, погибло – 4).
Данных по ВОАД замакима не предоставил, но примечательно, что на других улицах, которые он приводил в пример и на которых разрешённая скорость уже составляет 60 км/ч, число погибших значительно больше:
- Райымбека (277 ДТП, раненых – 353, погибло – 12);
- Рыскулова (147 ДТП, раненых – 217, погибло – 11);
- Северное кольцо (147 ДТП, раненых – 174, погибло – 11);
- Момышулы (105 ДТП, раненых – 130, погибло – 3).
"Заявления об экстремальной аварийности этих скоростных улиц не соответствуют действительности. Это всё легко проверяется. Основные аварийные участки – это центр города, Алтын Орда", – считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Когда аким Алматы Бауыржан Байбек впервые объявил о новом ограничении скорости, он подчеркнул, что решение принято с учётом обоснованных требований экспертов и общественности.
"Никакой такой мифической общественности нет. Порядка 80% здравомыслящих пользователей соцсетей сейчас оценивают это решение, мягко говоря, как неумное", – поделился Эдуард Эдоков.
В ответе на запрос акимат Алматы признал, что общественности действительно не было. При обосновании решения власти ссылаются на опросы Организации экономического сотрудничества и развития 2002 и 2006 годов, в которых специалисты в области дорожной безопасности говорят о том, что превышение скорости является основным риском. Идёт ли в этих опросах речь именно о скоростных трассах, в акимате не уточнили.
"Как показала мировая практика, снижение скоростного режима – мера, поддерживаемая пешеходами, встречает ожидаемое осуждение со стороны автомобилистов. По этой причине опросов среди автовладельцев не проводилось", – обосновали городские власти.
Глава автомобильного союза считает, что подобными решениями власти расписываются в полной беспомощности навести порядок на дорогах.
"Идёт борьба не с причинами, а со следствием. Когда нет ни ума, ни денег, начинаются запреты", – добавил Эдоков.
По его мнению, навести порядок на дорогах можно так:
- обеспечить соблюдение ПДД и неизбежность наказания для нарушителей, исключить возможность покупать права;
- изменить сложившуюся практику, при которой вину пешеходов, выскакивающих на скоростные трассы, признают в единичных случаях;
- полностью закрыть доступ пешеходов к скоростным трассам (бетонные ограждения).
Значение этих транспортных артерий для города сложно переоценить. Когда их строили, заявляли правильную цель, – снизить нагрузку на центр города, пустив в объезд по скоростным трассам основные транспортные потоки, напомнил Эдоков и привёл примеры: в Испании на объездных дорогах максимально разрешённая скорость составляет 120 км/ч, на МКАДе в Москве – 100 км/ч.
"Ограничение скорости до 30-50 км/ч в центре города, где много пешеходов, – это нормально. Но скоростные дороги для этого и предназначены. Те, кто "летает" по дорогам, они не смотрят на 80 и на 60 не посмотрят", – отметил он.
Помимо увеличения времени в пути для водителей, Эдуард Эдоков упомянул и другую проблему, с которой активно борются власти, – алматинский смог.
В среднем автомобили оптимально расходуют топливо на скорости, близкой к 90 км/ч. Машина сжигает меньше топлива, соответственно, сокращается объём выбросов. На меньших скоростях выбросов больше.
"Если машины вообще будут просто стоять, не будет никаких ДТП и жертв. Но это же просто дурацкий вариант решения проблемы. Получается, что из-за неадекватных пешеходов страдают все водители Алматы", – сказал председатель Независимого автомобильного союза.
С 1 декабря камеры на улицах Алматы высчитывают среднюю скорость движения автомобиля по всему участку пути. Новую систему ввели, потому что водители часто притормаживают непосредственно перед местами контроля, нарушая при этом скоростные ограничения сразу после выхода из зоны обзора видеокамеры.
"Это правильное решение. Но смысла в камерах не будет, если не наказывать нарушителей", – заключил Эдуард Эдоков.
В акимате резюмируют, что снижение скоростного режима – часть стратегии обеспечения безопасности на дорогах Алматы.
"Очевидно, что, несмотря на недовольство автомобилистов, снижение скоростного лимита поможет ежегодно спасти сотни жизней в Алматы, предотвратить инвалидность тысяч. А ведь среди них могут быть ваши дети, родственники, друзья и вы сами... Осознав это, на чьей вы стороне?" – задаёт вопрос алматинцам замакима Алматы Ерлан Аукенов.