Как Air Astana проводит базовое обслуживание самолётов: первый c-сheсk в Нур-Султане. Фоторепортаж
Работа с этим самолётом осуществлялась собственными силами национального перевозчика в техническом центре, который появился в столичном аэропорту несколько лет назад. Что такое c-cheсk, для чего он нужен, и какие другие виды технического обслуживания самолётов практикуются в коммерческой авиации – в репортаже Григория Беденко.
Сегодня флот национального авиаперевозчика Казахстана состоит из 36 бортов различных модификаций от трёх мировых производителей – Airbus, Воeing и бразильского Embraer. Безусловно, неотъемлемой составляющей поддержания лётной годности самолёта является его качественное и своевременное техническое обслуживание.
Для безопасной эксплуатации самолёта необходимо выполнять довольно большой перечень работ через определённые промежутки времени. В зависимости от интервалов и промежутков времени эти работы группируются в так называемые "чеки". Они условно делятся на два больших типа: линейное обслуживание и базовое обслуживание.
Линейное обслуживание – это:
- Послеполётная проверка и проверка перед вылетом. Занимает 40 минут, участвует один сертифицированный специалист.
- Daily-check, проводится каждые 48 часов. Занимает 2 часа, участвуют 2-3 специалиста и механик по интерьеру самолёта.
- A-check, проводится через каждые 750 часов налёта. Занимает 6-10 часов. Участвуют 10-15 человек. Во время этого обслуживания проводится расширенный перечень работ. Таких, например, как замена фильтров, масел и пр.
Базовое обслуживание – это:
-
C-check. Проводится в среднем после 7500 часов налёта. Занимает от 10 до 40 дней в зависимости от технического состояния самолёта. Участвуют 30-50 человек, которые работают посменно и круглосуточно. Необходим специальный ангар, где установлены сборочные стенды. Аir Astana производит такие виды ремонта своими силами на базе в Алматы и теперь уже в центре технического обслуживания в Нур-Султане.
Во время базового обслуживания в формате с-сheсk проверяются все важные системы самолёта, выполняется обслуживание двигателей, вводятся необходимые модификации и доработки самолёта. Они требуются для поддержания лётной годности и рекомендованы производителем или авиационными властями. При необходимости производится замена компонентов и структуры самолёта: двигателей, закрылков, шасси и пр.
– В Нур-Султане это первый с-check, – рассказывает менеджер по технической поддержке авиакомпании Air Astana Темирлан Багашар. – В Алматы у нас в ноябре 2019 года авиакомпания получила одобрение на проведение с-check. И осенью этого года получила одобрение на проведение с-check в Нур-Султане. Было закуплено дополнительное оборудование: подъёмники, инструменты для снятия компонентов. Компания инвестировала достаточно большие средства для проведения и подготовки такой формы обслуживания самолётов.
– Есть определённые требования, которым должна соответствовать авиакомпания, её техническая база, – продолжает Темирлан Багашар. – Эти требования описаны в нашем законодательстве, а также в нормативной базе европейских авиационных властей. Осенью 2021 года мы прошли два аудита. Получили одобрение на base maintenance от местных властей и от авиационных властей Европы. Планируется разбить проведение техобслуживания самолётов между станциями. Но основная часть на 2022 год – минимум шесть с-check планируется провести в Нур-Султане.
Как сообщил ведущий инженер авиакомпании, техобслуживание планируется за несколько лет до начала работ. Это долгосрочное планирование. На следующий год в авиакомпании предполагается провести техобслуживание шести самолётов, ещё по двум решение пока не принято. Новые самолёты авиапарка также будут проходить с-check по налёту либо по времени. Состояние каждой системы и агрегата того или иного борта отслеживается.
Cледует отметить, что ранее Air Astana проводила базовое техобслуживание своих самолётов в основном за рубежом. Воздушные суда летали на с-check в Китай, Россию, Португалию и другие страны. Но ситуация изменилась с получением одобрения на выполнение base maintenance в Алматы и Нур-Султане. В руководстве Аir Astаna считают, что собственная база в г. Нур-Султан позволит значительно улучшить экономику авиакомпании.
Во время с-сheck открывается доступ к определённым агрегатам, компонентам и системам. Всё, что доступно, инспектируется. Проверки проводятся многократно. А321 состоит из нескольких десятков тысяч всевозможных мелких деталей и узлов. Жизнеспособность огромной машины зависит от мельчайших трубочек и разъёмов. Функциональность каждой детали сверяется с технической документацией.
С-check включает в себя работы по множеству систем, то есть проверяются практически все системы воздушного судна: система кондиционирования, управления самолётом, выполняется более глубокое обслуживание двигателей, чем это делается во время текущей эксплуатации. Также во время с-check выполняется ремонт повреждений на фюзеляже, на крыле, которые возникают от попадания птиц или посторонних предметов. Выполняется множество тестов и проверок, которые позволяют убедиться, что самолёт сможет беспрепятственно продолжить эксплуатацию в течение 6-7 тысяч часов.
Особое внимание уделяется очистке салона. Это довольно длительное мероприятие, требующее больших трудозатрат. Выполняется замена ковров, очищаются стеновые, потолочные панели. Выполняется обслуживание всех кресел, а также их глубокая очистка. Вообще, авиамеханики очень напоминают автомобильных, только работа у них на порядок сложнее и ответственнее, а в некоторых случаях – и более грязная. Самолёт в отличие от автомобиля невозможно вымыть целиком. Здесь всё делится на определённые зоны, где-то можно работать мокрой тряпкой, а где-то нельзя.
– Этому воздушному судну Airbus A321 девять лет, – говорит ведущий инженер авиакомпании Гани Ахметов. – Такого рода базовое техобслуживание выполнятся каждые 6-7 тысяч часов налёта либо периодически по времени – каждые два года. Это не первое техобслуживание данного самолёта. Сейчас, кроме плановых работ, также внедряются дополнительные модификации по улучшению систем самолёта для соответствия требованиям безопасности. Это навигационная система – две модификации: по наддуву пассажирского салона и по улучшению управления рулями. Это всё делается для соответствия воздушного судна современным техническим требованиям международных и казахстанских авиационных администраций.
На вопрос, проходили ли сотрудники авиакомпании дополнительное обучение, Гани Ахметов сообщил, что как таковой дополнительной подготовки не требуется, так как персонал имеет опыт работы на линейном техническом обслуживании. По мнению специалиста, с-cheсk – это тоже линейное обслуживание, только более глубокое и большее по объёму работ.
– Технический персонал у нас задействован тот же, что и на линейном техобслуживании, – пояснил Гани Ахметов.
После технического обслуживания на самолёте обязательно совершат испытательный полёт. Если всё будет благополучно, его передают в коммерческую эксплуатацию.