![В парке авиакампании Air Astana авиалайнеры от трех крупнейших авиапроизводителей / Фото Григория Беденко](/storage/photos/124/main/dSQ0QzT7qLA8aXtupQk2Dx3kC2okOsiS0IcMqtFy.jpg)
Работа с этим самолётом осуществлялась собственными силами национального перевозчика в техническом центре, который появился в столичном аэропорту несколько лет назад. Что такое c-cheсk, для чего он нужен, и какие другие виды технического обслуживания самолётов практикуются в коммерческой авиации – в репортаже Григория Беденко.
![](/storage/photos/124/619ccf65c737d.jpg)
Сегодня флот национального авиаперевозчика Казахстана состоит из 36 бортов различных модификаций от трёх мировых производителей – Airbus, Воeing и бразильского Embraer. Безусловно, неотъемлемой составляющей поддержания лётной годности самолёта является его качественное и своевременное техническое обслуживание.
![](/storage/photos/124/619ccfc9722f0.jpg)
Для безопасной эксплуатации самолёта необходимо выполнять довольно большой перечень работ через определённые промежутки времени. В зависимости от интервалов и промежутков времени эти работы группируются в так называемые "чеки". Они условно делятся на два больших типа: линейное обслуживание и базовое обслуживание.
![](/storage/photos/124/61a09346139b4.jpg)
Линейное обслуживание – это:
- Послеполётная проверка и проверка перед вылетом. Занимает 40 минут, участвует один сертифицированный специалист.
- Daily-check, проводится каждые 48 часов. Занимает 2 часа, участвуют 2-3 специалиста и механик по интерьеру самолёта.
- A-check, проводится через каждые 750 часов налёта. Занимает 6-10 часов. Участвуют 10-15 человек. Во время этого обслуживания проводится расширенный перечень работ. Таких, например, как замена фильтров, масел и пр.
![](/storage/photos/124/619cd077b3c79.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd09fe9f20.jpg)
Базовое обслуживание – это:
-
C-check. Проводится в среднем после 7500 часов налёта. Занимает от 10 до 40 дней в зависимости от технического состояния самолёта. Участвуют 30-50 человек, которые работают посменно и круглосуточно. Необходим специальный ангар, где установлены сборочные стенды. Аir Astana производит такие виды ремонта своими силами на базе в Алматы и теперь уже в центре технического обслуживания в Нур-Султане.
![](/storage/photos/124/619cd0dd0a14a.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd0ffa42ce.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd121b71ff.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd1432e6b3.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd15b4731a.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd171e4a1b.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd189480d4.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd1a82a0b5.jpg)
Во время базового обслуживания в формате с-сheсk проверяются все важные системы самолёта, выполняется обслуживание двигателей, вводятся необходимые модификации и доработки самолёта. Они требуются для поддержания лётной годности и рекомендованы производителем или авиационными властями. При необходимости производится замена компонентов и структуры самолёта: двигателей, закрылков, шасси и пр.
![](/storage/photos/124/619cd1cce1f45.jpg)
– В Нур-Султане это первый с-check, – рассказывает менеджер по технической поддержке авиакомпании Air Astana Темирлан Багашар. – В Алматы у нас в ноябре 2019 года авиакомпания получила одобрение на проведение с-check. И осенью этого года получила одобрение на проведение с-check в Нур-Султане. Было закуплено дополнительное оборудование: подъёмники, инструменты для снятия компонентов. Компания инвестировала достаточно большие средства для проведения и подготовки такой формы обслуживания самолётов.
![](/storage/photos/124/619cd203b249d.jpg)
– Есть определённые требования, которым должна соответствовать авиакомпания, её техническая база, – продолжает Темирлан Багашар. – Эти требования описаны в нашем законодательстве, а также в нормативной базе европейских авиационных властей. Осенью 2021 года мы прошли два аудита. Получили одобрение на base maintenance от местных властей и от авиационных властей Европы. Планируется разбить проведение техобслуживания самолётов между станциями. Но основная часть на 2022 год – минимум шесть с-check планируется провести в Нур-Султане.
![](/storage/photos/124/619cd24040a33.jpg)
Как сообщил ведущий инженер авиакомпании, техобслуживание планируется за несколько лет до начала работ. Это долгосрочное планирование. На следующий год в авиакомпании предполагается провести техобслуживание шести самолётов, ещё по двум решение пока не принято. Новые самолёты авиапарка также будут проходить с-check по налёту либо по времени. Состояние каждой системы и агрегата того или иного борта отслеживается.
![](/storage/photos/124/619cd26184d38.jpg)
Cледует отметить, что ранее Air Astana проводила базовое техобслуживание своих самолётов в основном за рубежом. Воздушные суда летали на с-check в Китай, Россию, Португалию и другие страны. Но ситуация изменилась с получением одобрения на выполнение base maintenance в Алматы и Нур-Султане. В руководстве Аir Astаna считают, что собственная база в г. Нур-Султан позволит значительно улучшить экономику авиакомпании.
![](/storage/photos/124/619cd2881af28.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd29f6067e.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd2ba0c7e8.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd2dfa0926.jpg)
Во время с-сheck открывается доступ к определённым агрегатам, компонентам и системам. Всё, что доступно, инспектируется. Проверки проводятся многократно. А321 состоит из нескольких десятков тысяч всевозможных мелких деталей и узлов. Жизнеспособность огромной машины зависит от мельчайших трубочек и разъёмов. Функциональность каждой детали сверяется с технической документацией.
![](/storage/photos/124/619cd308123ee.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd31f48344.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd337f0478.jpg)
С-check включает в себя работы по множеству систем, то есть проверяются практически все системы воздушного судна: система кондиционирования, управления самолётом, выполняется более глубокое обслуживание двигателей, чем это делается во время текущей эксплуатации. Также во время с-check выполняется ремонт повреждений на фюзеляже, на крыле, которые возникают от попадания птиц или посторонних предметов. Выполняется множество тестов и проверок, которые позволяют убедиться, что самолёт сможет беспрепятственно продолжить эксплуатацию в течение 6-7 тысяч часов.
![](/storage/photos/124/619cd35b8fb13.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd3728be81.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd388d142d.jpg)
Особое внимание уделяется очистке салона. Это довольно длительное мероприятие, требующее больших трудозатрат. Выполняется замена ковров, очищаются стеновые, потолочные панели. Выполняется обслуживание всех кресел, а также их глубокая очистка. Вообще, авиамеханики очень напоминают автомобильных, только работа у них на порядок сложнее и ответственнее, а в некоторых случаях – и более грязная. Самолёт в отличие от автомобиля невозможно вымыть целиком. Здесь всё делится на определённые зоны, где-то можно работать мокрой тряпкой, а где-то нельзя.
![](/storage/photos/124/619cd3a971647.jpg)
– Этому воздушному судну Airbus A321 девять лет, – говорит ведущий инженер авиакомпании Гани Ахметов. – Такого рода базовое техобслуживание выполнятся каждые 6-7 тысяч часов налёта либо периодически по времени – каждые два года. Это не первое техобслуживание данного самолёта. Сейчас, кроме плановых работ, также внедряются дополнительные модификации по улучшению систем самолёта для соответствия требованиям безопасности. Это навигационная система – две модификации: по наддуву пассажирского салона и по улучшению управления рулями. Это всё делается для соответствия воздушного судна современным техническим требованиям международных и казахстанских авиационных администраций.
![](/storage/photos/124/619cd3edbcad0.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd40538a8a.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd41bed04e.jpg)
![](/storage/photos/124/619cd436a3087.jpg)
На вопрос, проходили ли сотрудники авиакомпании дополнительное обучение, Гани Ахметов сообщил, что как таковой дополнительной подготовки не требуется, так как персонал имеет опыт работы на линейном техническом обслуживании. По мнению специалиста, с-cheсk – это тоже линейное обслуживание, только более глубокое и большее по объёму работ.
– Технический персонал у нас задействован тот же, что и на линейном техобслуживании, – пояснил Гани Ахметов.
![](/storage/photos/124/61a089be4cf4a.jpg)
После технического обслуживания на самолёте обязательно совершат испытательный полёт. Если всё будет благополучно, его передают в коммерческую эксплуатацию.
-
1🎶 Как интересно провести выходные 27 и 28 июля в Астане и Алматы
-
6066
-
0
-
1
-
-
2🫁 Жители и гости Астаны смогут получить бесплатную консультацию онкологов по патологиям лёгких
-
5928
-
0
-
7
-
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 июля
-
2741
-
1
-
2
-
-
4🔖 Стартовал приём заявок на присуждение международной премии "Волонтёр года"
-
2540
-
1
-
10
-
-
5➕ Органы погибшего в ДТП юноши помогли выжить четырём пациентам
-
2482
-
5
-
70
-
-
6📢 В Алматы включили сирену
-
2592
-
5
-
1
-
-
7🗼🗼🗼 Для Казахстана это будет самая непредсказуемая Олимпиада в истории
-
2436
-
3
-
17
-
-
8🚨 Полицейский совершил смертельное ДТП в Актюбинской области
-
2337
-
0
-
12
-
-
9🚰 Перебои с водоснабжением в Актау: опреснительный завод увеличил мощность
-
2371
-
1
-
7
-
-
10⚡️ Суд отменил оправдательный приговор по делу экс-главы "Казселезащиты"
-
2319
-
1
-
22
-