6 сентября 2022 года на портале "Открытые НПА" появился консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК "О масс-медиа". Поправки, которые могут внести в законодательство, предполагают расширение статуса журналистов, фиксацию в правовом поле понятия "интернет-реклама", а также переход к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов. 

16 марта в своём Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что сейчас для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации, а у отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в стране, регионе и мире.

"Поэтому необходимо пересмотреть закон о СМИ с учётом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы", – сказал президент Казахстана.

Эти слова главы государства стали основанием для разработки поправок. В консультативном документе к проекту закона "О масс-медиа" отмечается, что в Казахстане необходимо повысить правовой статус и расширить привилегии журналистов. Для решения этой проблемы предлагается ввести ряд законодательных новелл (принципиально новых правовых предписаний, ранее не известных действующему законодательству).

Также в документе сказано, что интернет, интернет-ресурсы и социальные сети стали частью общественных отношений, поэтому необходимо разграничить эти виды массовых коммуникаций. Это позволит регламентировать их деятельность. Кроме того, предлагается перейти к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов.

"Предлагаемые изменения повысят эффективность реализации государственной информационной политики, а также позволят повысить конкурентоспособность отечественных СМИ. Но также это нововведение может вызвать критику со стороны ряда неконкурентных СМИ", – говорится в документе.

Для реализации концепции "Слышащего государства" во взаимодействии госорганов со СМИ предлагают пересмотреть сроки рассмотрения журналистских запросов и расширить деятельность госорганов в соцсетях. Также порядок регистрации СМИ хотят изменить, установив требование о наличии уникального доменного имени.

В консультативном документе предлагается определить понятие "интернет-рекламы" и принципы её регламентации.

"Предлагаемые изменения позволят систематизировать и обеспечить прозрачность рекламы в сети интернет, однако это может вызвать нежелание субъектов интернет-рекламы работать в казахстанском правовом поле", – отмечается в тексте.

Публичное обсуждение консультативного документа продлится до 27 сентября 2022 года. В нём могут принять участие главные казахстанские СМИ (печатные издания, теле-, радиоканалы, включая интернет-ресурсы).


Читайте также: