Создателю белки в Алматы не позволят сжечь конструкцию по обыкновению
13-метровая белка попала в Книгу рекордов Казахстана как самый большой арт-объект.Новый экоарт-объект "Белка", установленный на КЦДС "Атакент", обошёлся бюджету Алматы в 15 млн тенге.
"Белка – совместный проект государства и агентства Funk. Стоимость проекта – 23 млн тенге, из них 15 млн тенге выделили из бюджета Алматы. Остальную часть мы сами вкладывали. Это четырёхэтажный дом, 15 тонн стали, 3 тонны дерева, 3 тонны соломы, гонорары художникам, перелёты, логистика. Это полугодовая работа. 23 млн тенге на самом деле небольшая сумма", – сообщила руководитель креативного агентства Funk Майра Измайлова.
Помимо этого из бюджета Алматы финансировался и конкурс "Алматы – тёплый город".
"Полностью стоимость 16 малых архитектурных форм, включая проведение конкурса, участие в нём Алекса (художник. – Авт.), обошлось в 78 млн тенге. Условием акимата было то, что часть затрат понесёт агентство Funk и привлечёт спонсоров", – добавила заместитель руководителя управления культуры Алматы Найля Мулюкова.
Организаторы планируют, что белка простоит возле "Атакента" 9 месяцев.
"Инсталляция временная, она простоит около 9 месяцев. Она неизбежно изменит свой вид, потому что из-за качества, из-за загрязнённости через пару месяцев уже будет терять свой внешний вид, который имеет сейчас", – рассказал автор инсталляции художник Алекс Ринслер.
Вместе с Алексом арт-объект сооружал художник из Южной Африки Мариус Янсен.
"Общая высота скульптуры примерно 12 метров. Вместе со всеми деталями всё весит около 12-13 тонн. По большей части я был ответственен за изготовление глаз и жёлудя. Для них мы использовали эпоксидную смолу. Потратили много времени, чтобы разглядеть глаза белки. Смысл не в том, чтобы 100% скопировать то, что мы видим на картинке, а чтобы передать эту естественность глазам, жизнь в глазах, будто они реальные и смотрят на нас", – рассказал Мариус Янсен.
Замруководителя управления культуры Алматы рассказала, что белка появилась потому, что нужно было облагородить пешеходные зоны города.
"Место выбирали долго. Площадок для хорошего обзора белки было много. Но Алекс хотел, чтобы люди могли подойти, потрогать, сфотографироваться на её фоне, и мы остановились на "Атакенте", – пояснила Найля Мулюкова.
Сжигать белку, как обычно делает Алекс Ринслер, пока не планируют.
"Алекс – художник-концептуалист, и его традиция – создавать, потом всё сжигать. У Алекса изначально было предложение сжечь арт-объект. По нашим традициям это неприемлемо. Мы сжигать не будем. Белка из соломы. Посмотрим, как будет выглядеть через 9 месяцев. Может быть, мы сами захотим убрать", – пояснила Майра Измайлова.
Также белку защитили от вандалов и пожаров.
"Сено в депо обрабатывалось специальной огнеупорной жидкостью. Мы тестировали, выбрали самую лучшую, не горит. Установим капсулы, которые останавливают возгорание. Поставили датчики сигнализации. На столбах появятся две камеры наблюдения", – рассказала Майра Измайлова.
По словам Алекса Ринслера, каждый подобный проект должен выполнять полезную для города задачу. К примеру, фигура лисы в Шанхае была спроектирована таким образом, чтобы в ней могли гнездиться птицы.
⠀
Алматинский объект "Белка" тоже будет выполнять важную функцию плейсмейкинга. По замыслу художника арт-объект станет пространством для проведения творческих событий и популярным местом отдыха горожан.
"Я предложил соорудить гигантскую белку в качестве образа, который символизирует жизнь в Алматы. Белки являются прототипом городских соседей. Как и мы, они адаптировались к жизни в городе, и так же, как и мы, нуждаются в ресурсах, чтобы выживать и процветать. Белка держит жёлудь. Он символизирует награду – запасы, светлое будущее. Белка прижимает его к себе настолько сильно, что лапки, кажется, не вписываются в форму ореха", – рассказал о проекте Алекс.
Алекс Ринслер приезжал в Алматы в марте 2018 года. Он провёл художественное исследование среды и на основании полученных данных и впечатлений о городе сделал свой выбор. Большие животные – это отличительный знак художника.
"Я надеюсь, что люди смогут себя идентифицировать с этой гигантской белкой, с её красотой и силой и в то же время с чувством подавленности и неопределённости, которые объединяют нас в эти непредсказуемые времена. Я создаю гигантских животных, чтобы дарить людям, а также нашим невидимым городским жителям праздник. Это является некой интерпретацией комментария к жизни в городе. Я делаю фигуры очень большими, и животные развивают невидимую силу и вдохновляют своим чувством благоговения. Я выбираю человекоподобные (антропоморфические) позы, создающие некую мистическую связь со зрителем, как будто он поменялся местами и стал меньше. Размещаю скульптуру в неожиданных местах, и зритель задаётся вопросами отношения к этому миру и вокруг него: белки путешествуют по городу где им заблагорассудится, в то время как мы ограничены своими собственными правилами", – считает художник.
По замыслу авторов "Белки" использование органических материалов придаёт динамизм работе и создаёт контраст бетонным зданиям, вечным символам и другим общественным памятникам, в основном сделанным из бронзы или стали.
"Органические материалы меняются с временами года, что добавляет работе мифичности, жизненной силы. Я добавляю теплоту животному персонажу, чтобы создать особую связь со зрителем, что-то, во что влюбится человек любого возраста, таким образом создавая знаковую фигуру, которая будет развивать свою жизнь онлайн и по всему миру. Также я добавляю немного пафоса, потому что жизнь в городе может быть тяжёлой. В целом моё намерение заключается в том, чтобы познакомить зрителя с незаурядным местом, в котором он сможет посмотреть на город другими глазами", – заключил художник.
Алекс имеет 15-летний опыт работы в Великобритании с такими компаниями, как Southbank Center, Tate and Cancer Research UK, Home и Whitworth в Манчестере, а также является организатором и продюсером фестиваля городской иллюминации Creative Lead for Blackpool Illuminations. Его работы всегда связаны с вовлечением в проект горожан и преобразованием городской среды.
Алекс Ринслер реализовал проекты в Аргентине, Китае, Австралии, Южной Африке, США и Финляндии как художник и продюсер.
Самые популярные из его работ – гигантские фигуры животных из экологических материалов. С его инсталляциями знакомы жители Шанхая, Манчестера, Лондона и Блумфонтейна.
Ранее в креативном агентстве Funk рассказали, что помимо белки в центре Алматы появятся 15 новых арт-объектов. Почти все идеи предложили горожане, а их воплощение проспонсировал акимат.