Алматинское лето обычно ассоциируется с перекопанными дорогами и автомобильными пробками на жаре, но в этом году в городе ведутся не только ремонтные работы. С начала июля в разных частях “Золотого квадрата” начали появляться функциональные арт-объекты, объединившие сразу три страны: Казахстан, Японию и Великобританию. Если вы их ещё не заметили, обратите внимание на урбан юрту, вытянувшуюся в гармошку на Сатпаева – Байсеитовой. Её придумал Шин Шокита – японский дизайнер-архитектор, живущий в Алматы. Спуститесь оттуда до Абылай хана, и обнаружите купольную детскую площадку.


Купольная детская площадка

Купольная детская площадка

У фонтана "Неделька" поставили стилизованную скамейку “Мироздание” на Кабанбай батыра. Автор работы скульптор Саид Айнеков обыграл тему воды, одновременно символизирующую и источник жизни, и движение против течения.


Скамья "Мироздание"

Скамья "Мироздание"

В течение месяца в Алматы рядом с КБТУ заработает уличный кинотеатр и библиотека, на Панфилова и Арбате установят скульптуры и инсталляции таких признанных казахстанских мастеров, как Эдуард Казарян и Ербосын Мельдибеков.

Рядом поставят ещё пару детских игровых зон и геометки на пешеходных участках. 9 июля на Атакенте появится арт-объект “Белка” высотой в четырехэтажный дом. Над ней со своими помощниками трудится британский паблик-арт-художник Алекс Ринслер. Он создаёт масштабные скульптуры по всему миру и впервые приехал поработать в Центральную Азию.


Проект 12-метровой белки на Атакенте

Проект 12-метровой белки на "Атакенте"

Инсталляции, современное искусство, белки. А при чём тут Алматы?

Все 16 объектов, включая скульптуры, малые архитектурные формы и предметы декоративного городского оформления, – это результаты проекта “Алматы – тёплый город”. Его инициировало креативное агентство FUNK. По словам руководителя агентства Майры Измайловой, проект появился из фестивалей FourЭ, Astana Art Fest и Almaty Art Energy. Предыдущий опыт и наработки организаторы решили использовать в улучшении городской среды. Они обратились в акимат с предложениями и запустили весной открытый конкурс на лучшие идеи арт-объектов и общественных пространств.


Проекты на карте

Проекты на карте

“Алматы – классный, но сейчас немного рваная энергетика в городе: кто-то ругает реформы, кому-то не нравятся переделанные дороги, что-то происходит с транспортом, много всего, – говорит Майра Измайлова. – 10 лет назад Алматы был для меня очень душевным и тёплым, сейчас люди стали немного озлобленными. Все наши проекты нацелены на объединение разных кластеров, групп и тусовок. В последнее время мы работаем именно в культурном направлении. Нам хочется, чтобы в городе было уютно, появились какие-то малые архитектурные формы, арт-объекты, которыми можно эстетически насладиться”.


Майра

Майра Измайлова

Организаторы конкурса получили 60 заявок, из них отбор прошли 37 наиболее интересных и профессиональных работ. В проекте участвовали как известные художники и скульпторы, так и студенты и начинающие дизайнеры. Из 37 эскизов жюри выбрало 5 лучших и наградило авторов премиями по сто тысяч тенге из фонда агентства. Работы оценивали приглашённый из Великобритании Алекс Рислер, скульптор Эдуард Казарян, архитектор Эльдар Хасанов и Майра Измайлова, дизайнер по образованию.


Награждение победителей

Награждение победителей

У каждого проекта должна была быть оригинальная идея, отражающая концепцию “Тёплого города” и аутентичность Алматы. Ещё жюри оценивало функциональность арт-объекта, эргономичные материалы для его создания, вандалоустойчивость и то, как он впишется в городскую среду. Из уже установленных работ в качестве примера можно привести инсталляцию Нурбола Нурахмеата “Горы Медео” на Панфилова. Кроме эстетической задачи, она выполняет функцию скамейки.


Скамья "Горы Медео"

Скамья "Горы Медео"

Кроме функциональных инсталляций, алматинцы увидят арт-объекты, несущие художественный посыл. В проекте участвует Ербосын Мельдибеков. Недавно казахстанского художника номинировали на триеннале в Сингапуре. Для “Алматы – тёплый город” он адаптировал свою самую известную скульптуру “Рождение седла”. Ещё в 1997 году, вдохновившись идеей художника и философа Рустама Хальфина, Ербосын Мельдибеков воплотил образ идеального седла в глиняном слепке, сделанном обнажённым мужчиной на спине коня.



Бизнес + горожане + городские власти = сотрудничество?

С длинным списком идей по преобразованию городских пространств организаторы конкурса снова пришли в городской акимат. Из 37 предложений специальная комиссия выбрала 16, в том числе проект Алекса Ринслера и две идеи фаворитов агентства: урбан юрту и открытую библиотеку в форме яблока. Некоторые предложения, к примеру парковых зон, не прошли отбор из-за своей дороговизны. Территорию для всех инсталляций обозначил городской акимат, а конкретные локации выбирала экспертная группа при участии Центра развития Алматы, урбанистов, архитекторов и городских активистов.


Комиссия выбирает локации для арт-объектов

Комиссия выбирает локации для арт-объектов

“Акимат – это большая машина, и в принятии решений бывают задержки, мы же более мобильные, – говорит Майра Изамаилова. – Но всё равно это огромный прогресс, когда власть так открыто взаимодействует с жителями. Если бы мне сказали лет десять назад, что такое возможно, я бы не поверила. В нашем проекте не стоял остро коммерческий вопрос, но если бы ещё получилось поработать в этом направлении с частниками, перекрывать расходы было бы проще”.


Проект уличного кинотеатра

Проект уличного кинотеатра

Скоро на полках уличной библиотеки появятся книги и, возможно, бесплатные зарядки для смартфонов. Последнее зависит от того, привлекут ли организаторы в свой проект партнёров. Проект уличного кинотеатра за зданием КБТУ также находится на стадии реализации. С одной стороны он может стать местом для кинофестивалей и тематических показов, а с другой – нуждается в постоянных кураторах, которых ищет агентство.

Неофициальный символ города

Подготавливать алматинцев к cамой масштабной инсталляции организаторы начали заранее, запустив в соцсетях PR-кампанию с видеороликами, постами и привлечением блогеров.

По задумке Алекса Ринслера животное, выбранное для арт-объекта, должно жить в городе, куда он приехал. Проведя месяц в южной столице, художник понял, что Алматы – это город белок, поселившихся в парках и скверах. Второй аргумент в их пользу – ритм, в котором живут и работают алматинцы. "Жителям мегаполисов свойственно крутиться, как белки в колесе, решая свои ежедневные заботы", – подумал Алекс. В Лондоне и Шанхае он уже построил огромных лисиц и прилетел в Алматы вместе с коллегой из Южной Африки.


Алекс Ринслер

Алекс Ринслер

“Общественные пространства способны собирать вместе совершенно разных людей и объединять их. Они не только могут приносить радость, но и делать важные заявления. В Южной Африке в городе Блумфонтейн я работал с тремя группами местных художников. Мы создали скульптуры, символизирующие взаимоотношения разных групп горожан и их связь с городом. Инсталляции были установлены в разных частях города, а потом мы повезли их по центральным улицам, пока скульптуры не встретились в одной точке. Вместе с нами там оказались люди, которые в обычной жизни бы никогда не пересеклись”, – рассказывает Алекс.


Жираф в Африке

Жираф в Африке

Одной из фигур был картонный жираф. На своём весеннем мастер-классе в Алматы художник говорил, что жираф в Южной Африке олицетворяет социальные проблемы. Это животное лишают свободы и увозят далеко от места его обитания. На скульптуре люди оставляли записки для тех, кого любят, либо послания на будущее, какой они хотят видеть свою страну через 50 лет.

Какое будущее у проекта?

Срок эксплуатации арт-объектов варьируется от одного года до пяти лет. Всех планов организаторы не раскрывают, но, по словам Майры Измайловой, интересные идеи, не прошедшие отбор в акимате, всё равно найдут воплощение в будущих фестивалях и городских ивентах.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter