Информация о коррупционных схемах в конкурсах на грантовое финансирование научных работ является фейком, заявил председатель Комитета науки МОН РК Болатбек Абдрасилов.

В сообщении на сайте Комитета говорится, что после объявления результатов конкурсов некоторые учёные обратились в Национальные научные советы, МОН РК, Комитет науки, другие государственные органы и СМИ с просьбой дать разъяснения по спорным вопросам. Им были даны соответствующие разъяснения.

"Вместе с тем на интернет-ресурсе yvision.kz появились посты, которые содержали информацию клеветнического характера с обвинениями в создании коррупционных схем в деятельности государственного органа. Вся эта ложная информация вышла под фейковыми никами. Также в Комитет науки обратились учёные с информацией о подделке их подписей под распространяемым обращением к главе государства. Мы вынуждены были обратиться в правоохранительные органы для проверки и принятия мер по указанным нарушениям", – заявил Абдрасилов.

Он сообщил, что полиция ищет людей, которые под фейковыми именами распространяли заведомо ложную информацию.

"К учёным, которые открыто обращались по спорным вопросам, у нас нет никаких претензий. Поэтому у учёных нет повода бояться чего-либо. Комитет науки выступает за открытую, но в то же время конструктивную дискуссию, которая шла в последнее время, в том числе и в СМИ. В этой ситуации просим всех вести себя корректно и не распространять надуманную информацию, выбирать соответствующие действительности формулировки", – добавил председатель Комитета науки.

Сотрудник Астрофизического института имени Фесенкова Денис Юрин на своей странице в Facebook сообщил, что 16 марта на глазах у сотрудников следователи увезли на допрос старшего научного сотрудника Максима Макукова и попытались изъять компьютеры без судебного решения.

"После многочасового допроса Максима повезли обратно в институт для проверки и изъятия его рабочего компьютера. Максим сообщил мне об этом по телефону. Сказал, что его подозревают в подделке обращения учёных к Президенту и фальсификации подписей учёных. Якобы они обзвонили подписантов и никто не подтвердил свою подпись. Поэтому речь идёт о статье “Распространение заведомо ложной информации”. Я вызвал в институт адвоката Гульнару Жуаспаеву. Где-то с 8 до 10 часов вечера следователи пытались получить доступ к нашим компьютерам, но адвокат категорически запретила это делать без судебного решения. Следователям пришлось уйти ни с чем", – рассказал Юрин.

Учёные обратились к Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с жалобой на Национальный научный совет (ННС). Под обращением подписались 67 человек.

"Учёные справедливо требуют признания состава ННС незаконным. Решения о выделении грантов не соответствуют требованиям. Нарушен пункт, согласно которому в составы ННС не должны входить руководители аккредитованных субъектов научной или научно-технической деятельности и их заместители, а также более одного работника из одной организации. Комитет Науки в нарушение закона допустил к принятию решений некомпетентных людей и людей, имеющих серьёзные конфликты интересов. В свете чего становится понятной иррациональность принятых ими решений", – пояснила адвокат Гульнара Жуаспаева.

Возмущение учёных вызвало то, что проектам, которые получили высокие баллы на этапе экспертизы, было отказано в финансировании. Однако гранты получили проекты с низкими баллами.

Председатель Комитета науки МОН РК Болатбек Абдрасилов в ответ на это пояснил, что окончательное решение по присуждению грантов принимают сами учёные в составе ННС, не всегда опираясь на результаты экспертизы.

"Говорят, что какой-то институт взял очень много проектов, а дело в том, что там хорошие проекты, – заявил он. – Есть работы, которые рекомендованы, но имеют низкие баллы научно-технической экспертизы. Экспертиза в основном обращает внимание на техническую сторону деятельности, но зарубежные учёные не знают, что приоритетно для Казахстана, какие тренды у нас. Естественно, наши учёные вживую смотрят на эти проекты, каждый проект обсуждается и отдельно за него голосуют".

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев сообщил, что при распределении грантов была обеспечена максимальная публичность, так что речи о непрозрачности быть не должно.