Прямой эфир Новости спорта

Скандальное распределение грантов на научные проекты прокомментировали в МОН РК

Коллектив учёных Казахстана заявил о грубейших нарушениях в распределении научных грантов.

Коллектив учёных Казахстана недоволен тем, как Национальные научные советы (ННС) распределили гранты на 2018-2020 годы.

Самое большое возмущение у учёных вызвало то, что проектам, которые получили высокие баллы на этапе экспертизы, было отказано в финансировании. Однако гранты получили проекты с низкими баллами.

По мнению учёных, такое распределение связано с тем, что по некоторым направлениям председателем совета и представителем института, представляющим проект, является один и тот же человек. Они привели в пример ННС по направлению "Информационные и телекоммуникационные технологии" во главе с его председателем Максатом Калимолдаевым, который также является первым руководителем Института информационных и вычислительных технологий.

"Проекты его института получили самую большую долю, 23,5%, или 1,38 млрд тенге от общего финансирования, причём получили финансирование даже проекты с низкими баллами (19, 20, 21 балл из 36 возможных). Таким образом, один институт получил четверть всего выделенного финансирования по целому направлению", – отмечается в обращении учёных на блог-платформе Yvision.kz.

Председатель Комитета науки МОН РК Болатбек Абдрасилов прокомментировал заявление учёных и объяснил, почему Институт информационных и вычислительных технологий получил гранты по направлению "Информационные и телекоммуникационные технологии".

"Да, Максат Калимолдаев является руководителем института, но он был рекомендован в состав ННС как академик Национальной академии наук и работает в статусе главного учёного секретаря. Говорят, что какой-то институт взял очень много проектов, а дело в том, что там хорошие проекты. Этот институт является ведущим в своей сфере. Они создали несколько видов роботов, которые использует Министерство обороны нашей страны. По заданию руководства страны сейчас занимаются обеспечением кибербезопасности. Вот как вы считаете, нужно ли деньги выделять на кибербезопасность наших госорганов, наших национальных холдингов и банков? Это единственный институт, который занимается обеспечением кибербезопасности нашей страны", – сказал Болатбек Абдрасилов на пресс-конференции в СЦК.

Он добавил, что уже готовится постановление Правительства, согласно которому Институт информационных и вычислительных технологий станет головным среди всех научных организаций, которые занимаются координацией и научно-методическим обеспечением деятельности единой системы кибербезопасности Казахстана.

Касательно проектов с низкими баллами, глава Комитета науки пояснил, что окончательное решение по присуждению грантов принимают сами учёные в составе ННС, не всегда опираясь на результаты экспертизы.

"Есть работы, которые рекомендованы, но имеют низкие баллы научно-технической экспертизы. Экспертиза в основном обращает внимание на техническую сторону деятельности, но зарубежные учёные не знают, что приоритетно для Казахстана, какие тренды у нас. Естественно, наши учёные вживую смотрят эти проекты, каждый проект обсуждается и отдельно за него голосуют", – пояснил он.

Сам председатель ННС по направлению "Информационные, телекоммуникационные и космические технологии, научные исследования в области естественных наук" Максат Калимолдаев также попытался объяснить, почему финансирование досталось его институту.

"В нашем институте работает более 200 человек. Это один из самых больших научно-исследовательских институтов в Казахстане, там работает около 120 молодых учёных. Институт создал семь видов роботов совместно с Японией, Южной Кореей и Германией. Никто не может похвалиться, что они участвовали в выставке "Кайсар", в которой принимал участие глава государства. Также мы единственные, кто принимал участие на выставке KADEX. Мы создали квадрокоптеры, роботов, 3D-принтеры, таких разработок у нас много", – похвалился он.

Председатель отметил, что знает учёных, которые распространяют информацию о якобы незаконном получении грантов. Однако когда он начал говорить, коллега одёрнула его.

"Я знаю, кто эти вопросы поднимает. С 2012 по 2015 год Институт математики и математического регулирования получал около 1 млрд тенге, где они? А мы из 56 поданных проектов выиграли 31 грант, они составляют 460 млн тенге", – заключил Максат Калимолдаев.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров