"Простите нас, дураков". Жомарт Ертаев в последнем слове попросил не лишать его свободы
Главное судебное разбирательство по делу о хищениях 143,3 млрд тенге в Bank RBK закончилось. Судья удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.Основной фигурант уголовного дела о хищениях 143,3 млрд тенге в Bank RBK – банкир Жомарт Ертаев выступил с последним словом.
"Это дело началось у меня в 2017 году. С 8 мая 2017 года я нахожусь под стражей. Собственно, много воды утекло с тех пор. Всё, что можно было сказать, уже сказано. Могу только добавить, что своими признательными показаниями мы постарались помочь следствию и вам, уважаемый суд, разобраться в этом непростом деле. Надеюсь, у нас это получилось и вы увидели реальную картину того, что происходило на протяжении нескольких лет", – начал свою речь Жомарт Ертаев.
Опальный банкир отметил, что потерял свободу, репутацию и деньги.
"Думаю, для вас очевидно, что большинство подсудимых имеют к этому делу довольно-таки опосредованное отношение. При этом мою роль сложно и переоценить и оправдать. Забыв о том, что деньги счастья не приносят, к сожалению, я впал в грех стяжательства и корыстолюбия. Как результат, потерял почти всё: свободу, репутацию, деньги. Моё имя на какой-то момент стало именем нарицательным. И, наверное, ещё много лет в обществе будут говорить: только не повторяйте ошибок Ертаева. Несомненно, я это заслужил. Только от понимания этого мне не становится легче", – продолжил он.
Читайте также:
- Дело Жомарта Ертаева: адвокат Татьяны Пак раскрыл подробности
- В чём обвиняют Жомарта Ертаева, Бахыта Ибрагима и других по делу Bank RBK? Рассказываем кратко
- Как Ертаев через кредит в RBK Bank покупал Alma TV, банки и другие компании в России. Версия гособвинения
Жомарт Ертаев отметил, что в самом начале карьеры он не ставил задачу обогатиться.
"Я видел себя визионером, способный изменить мир к лучшему. Это уже потом соблазнился красивой жизнью. За 2,5 года я многое передумал, прочитал много книг, постарался обрести ранее потерянную духовность. Прошлое не изменить, ваша честь! А будущее формируется настоящим. Наше будущее, моё будущее – в ваших руках, ваша честь! Я не взываю к милосердию и жалости. За содеянное надо отвечать, прекрасно это понимаю. Я апеллирую к здравому смыслу и справедливости", – сказал он.
Обвиняемый в своём последнем слове высказал свои соображения о том, какое наказание будет справедливым.
"Ведь суть наказания – это исправление человека. Возможность вернуть обществу гражданина, ставшего на путь истинный, вернуть сына родителям, а детям – отца. Верю, что вы смогли убедиться, что и во время следствия, и во время судебного процесса, говоря казённым языком, я деятельно раскаялся. Рассказал то, что знал, отдал всё, что имел. При этом, возвращая человеку свободу, возникает обоснованное сомнение: не социально ли он опасен, не повторит ли он преступление вторично. Ответ, по-моему, очевиден. Вероятность того, что меня до конца жизни подпустят к банкам или к управлению чужими активами стремится к абсолютному нулю. Так что очевидно, что впредь я не представляю угрозу общественному здоровью", – подчеркнул банкир.
Жомарт Ертаев рассказал, чем планирует заниматься, оказавшись на воле:
"Этот вопрос постоянно крутится в голове у каждого заключённого. Для себя я решил: буду делать всё, чтобы окончательно рассчитаться с потерпевшей стороной, заботиться о родных и близких. Если получится, писать книги и читать лекции на темы "Никогда не бери чужого" и "Что есть истинное счастье". Думаю, у меня получится".
Он обратился к судье, попросив назначить ему справедливое наказание с учётом всех смягчающих обстоятельств:
"Ваша честь, уповаем на ваш опыт, на вашу мудрость и ваше понимание справедливости. Потерпевшая сторона, хоть и запуталась в расчёте нанесённого ущерба, достаточно уверенно и недвусмысленно заявила о своей позиции касательно наказания, обратившись к суду с просьбой не лишать меня свободы. В свою очередь я прошу назначить мне наказание с учётом того, что я нахожусь под стражей более трёх лет, исходя из расчёта день за полтора, предусмотренный УК, моего деятельного раскаяния, наличия нескольких пунктов по статье 53, исходя из того, что я отдал всё что было и таким образом поспособствовал возмещению большей части ущерба, моего стремления и желания в последующем полностью погасить иск и опираясь на тот факт, что я не представляю социальной опасности", – сказал подсудимый.
Жомарт Ертаев отметил, что в уголовном праве предусмотрены все перечисленные им пункты, поэтому он будет смиренно ждать решения суда.
"В качестве последнего слова я искренне прошу у всех прощения и в первую очередь у родных и близких, и не только своих, а своих нынешних подельников. Простите нас, дураков!" – сказал он.
Читайте также:
- Судья отказал журналистам в присутствии на онлайн-заседании по делу Жомарта Ертаева
- Жомарт Ертаев: Справедливости не существует, несмотря на то что я преступник
Жомарт Ертаев сказал, что не стал предоставлять суду свою положительную характеристику, отметив, что в его прошлом немало достижений, которыми он может гордиться.
"Некоторые мои дела пусть меня и характеризуют. Я участвовал в создании глобальных бизнес-проектов, вводил четырёхдневную рабочую неделю, занимался благотворительностью. Сам выросший в бедности, я всегда понимал чаяния и нужды бедняков. В детстве мыл полы, пас баранов, торговал на барахолке. Не гнушался любой работы. Мама меня воспитала в духе протестантской этики, суть которой – вера в бога и созидательный труд. Компании, которыми я владел или управлял, всегда исправно платили налоги. За свою сознательную жизнь мне удалось создать более 10 тысяч рабочих мест. Так что бог мозгами не обидел. В какой-то момент совесть подвела. Смею заверить, что за годы изоляции совесть восстановилась, а мозги не засохли. И зарабатывать деньги честным путём я сумею. Хотя для меня они точно теперь не главное, рассчитаться бы только с потерпевшей стороной, помочь детям встать на ноги и жить дальше в гармонии с самим собой", – заключил банкир.
Судья Роман Селицкий удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Дата оглашения пока неизвестна.
Государственный обвинитель попросил суд лишить Жомарта Ертаева свободы на 11 лет. Экс-председателям правления Bank RBK Марпе Жакубаевой и Игорю Мажинову прокурор запросил по 8 лет заключения, а "пособнику и доверенному лицу Ертаева" Татьяне Пак – 7 лет. Подробнее об обвинительном заключении читайте здесь.
Все материалы о судебном процессе по делу Ертаева читайте здесь.