Почему казахстанцы узнают о нарушениях в госзакупках из СМИ, а не от проверяющего органа
Глава комитета госаудита при Минфине рассказал, как контролируются процедуры закупок, и ответил на критику со стороны сенатора Андрея Лукина.На брифинге в СЦК председатель комитета внутреннего государственного аудита Минфина РК Ержан Мынжасаров ответил на вопросы корреспондента Informburo о наболевших проблемах в сфере финансового контроля в Казахстане.
В частности, Ержан Мынжасаров высказал мнение о том, почему жители Казахстана узнают о нарушениях в процессе госзакупок из СМИ, а не от аудиторских органов.
"У нас процедуры госзакупок проходят в режиме камерального контроля. Дело в том, что камеральный контроль – это дистанционная проверка, которая проводится без давления на объекты аудита. Мы даём возможность тем, кого проверяем, в добровольном порядке устранить те или иные нарушения. При добровольном и своевременном устранении нарушений объекты аудита освобождаются от какой-либо административной или дисциплинарной ответственности. В связи с этим вы узнаёте о таких нарушениях из СМИ", – сказал Ержан Мынжасаров.
Ранее о проблемах проведения камерального контроля высказался сенатор Андрей Лукин на заседании верхней палаты парламента 27 октября. По его словам, в некоторых случаях при проверках аудиторы не предприняли никаких мер, хотя признаки уголовных правонарушений были очевидными. Сенатор отметил, что органы аудита не охватили камеральным контролем более трёх тысяч процедур госзакупок на общую сумму свыше 300 млрд тенге. Андрей Лукин раскритиковал работу ведомства по контролю аудита, в том числе систему комитета по управлению рисками и наличие человеческого фактора в процессе вынесения решений.
Ержан Мынжасаров ответил на критику сенатора – и частично согласился с его претензиями.
"Указанные сенатором недостатки нам известны. Для нас первоочередной задачей является повышение качества аудиторских мероприятий. Органы госаудита осуществляют мероприятия в соответствии с утверждённом перечнем. Он, в свою очередь, формируется согласно поручениям президента, администрации президента, правительства и депутатским запросам. Что касается системы управления рисками – такая проблема действительно есть, мы это признаём. Эту систему разработала британская компания ещё в 2012 году. Сейчас она устарела и не отвечает нынешним реалиям. А что касается камерального контроля – в 2021 году мы охватили этим видом контроля более 96% от всего объёма госзакупок, а в 2022 году уже 95%. Человеческий фактор действительно проскальзывает в принятии решений, но мы уже проводим работу по его минимизации", – сказал Ержан Мынжасаров.
Читайте также:
- Бизнес-палата Казахстана выступила против платы за обжалование итогов госзакупок
- На госзакупках предотвратили завышение цен на 1,4 млрд тенге
- Ручки за 190 тысяч тенге, часы по 50 тысяч долларов. Что не так с системой госзакупок в Казахстане