Официальный сайт для подачи петиций создадут в Казахстане. Какие вопросы в них нельзя поднимать
Мининформации законодательно закрепит юридическую силу онлайн-петиций.Депутаты мажилиса одобрили в первом чтении законопроект об общественном контроле, предусматривающий создание официального сайта для подачи петиций.
Отмечается, что проект закона разработали для реализации Послания главы государства от 1 сентября 2020 года. Тогда президент Касым-Жомарт Токаев поручил создать легитимный институт онлайн-петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения.
В ноябре 2021 года в Мининформации заявили, что готовят нормативно-правовую базу по созданию единой платформы "Е-петиция". Предполагалась, что в 2021 году проект внесут в мажилис.
Основной целью законопроекта является обеспечение участия граждан в управлении делами государства через общественный контроль. Законопроект устанавливает права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля, определяет формы общественного контроля и порядок их проведения.
По законопроекту в Административный процедурно-процессуальный кодекс РК введут понятие "петиция" – коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме через специальную платформу. По словам министра информации Дархана Кыдырали, сейчас ведомство ведёт работу с Минцифры по разработке платформы.
Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе она должна соответствовать следующим условиям:
- к петиции должны присоединиться не менее 150 граждан РК в течение 20 рабочих дней с даты подачи;
- отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.
Если петиция не будет соответствовать требованиям, то уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней отклонит её с обоснованием причин. В случае соответствия петиции условиям уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней должен разместить её на интернет-ресурсе.
По законопроекту, успешной считается петиция, которая в течение шести месяцев после её размещения на интернет-ресурсе получила не менее:
- 50 тысяч голосов граждан РК в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК;
- не менее 2% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку;
- не менее 1% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- 5000 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 10% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
- 2500 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 5% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, сёлах, посёлках, сельских округах.
Петиция, не достигшая порогового значения, возвращается заявителю уполномоченным органом по истечении шести месяцев с момента её размещения на интернет-ресурсе в публичном доступе.
В петиции должны быть указаны:
- фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
- электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подаётся его представителем);
- описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;
- электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.
Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных.
Срок рассмотрения петиции составляет не более 60 рабочих дней со дня регистрации.
По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа либо полностью или частично удовлетворяет петицию, либо отказывает в её удовлетворении.
При этом законопроект определил вопросы, которые не могут быть предметом петиции:
- вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
- изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы её правления, а также основополагающих принципов деятельности государства, заложенных первым президентом РК, и его статуса;
- административно-территориального устройства и границ государства;
- досудебного расследования и правосудия;
- высшего надзора органов прокуратуры;
- внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
- уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
- обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
- амнистии и помилования;
- назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат парламента и правительства РК;
- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
- регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
- государственных символов;
- статуса государственного языка;
- изменения функций государственных органов;
- об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.
Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных, включая индивидуальный идентификационный номер, место жительства.
Читайте также:
- Почему в Казахстане до сих пор не создали официальную платформу для петиций
- От запроса до петиции: как казахстанцам принять участие в законотворчестве
Также по проекту вводят дефиниции "общественный контроль", "субъекты общественного контроля" и "объекты общественного контроля".
К субъектам общественного контроля относятся совершеннолетние граждане Республики Казахстан, некоммерческие организации и иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля.
К объектам общественного контроля относятся:
- органы и учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления;
- государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
- государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство;
- исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов.
При этом к объектам общественного контроля не могут относиться государственные органы и организации, входящие в категорию особорежимных, режимных объектов Республики Казахстан.
Действие законопроекта не будет распространяться на судопроизводство, внешнюю разведку, правоохранительную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, на законодательство о выборах и республиканском референдуме, специальных государственных органах, прокуратуре, обороне и Вооружённых силах РК, а также на осуществление общественного контроля в Фонде национального благосостояния и национальных компаниях, входящих в группу фонда.
Депутаты мажилиса одобрили законопроект в первом чтении.