От запроса до петиции: как казахстанцам принять участие в законотворчестве

depositphotos.com
depositphotos.com

Какие возможности есть сегодня и насколько они эффективны?

В любом государстве принимаются законы, регулирующие жизнь и деятельность граждан во всех сферах. Периодически в них вносятся поправки – жизнь не стоит на месте, ситуация меняется и правила тоже. Может ли обычный гражданин, который должен жить по этим законам, поучаствовать в процессе законотворчества? Какие инструменты для этого есть в Казахстане? Попытались найти ответы на эти вопросы.

"Ни одно письмо не остаётся без внимания"

Законы в Казахстане принимает парламент. Инициировать закон может президент, правительство, сами депутаты. По каждому законопроекту создается рабочая группа, которая изучает предлагаемые поправки в законодательство, советуется с экспертами, анализирует данные. Могут ли простые казахстанцы участвовать в этом процессе? 

"Любой законопроект может идти от госорганов, которые его разрабатывают, а может быть инициирован депутатами. Поводом для этого становится актуальная на сегодня тема. Повестка дня складывается из предложений и наказов, которые мы, депутаты, слышим от людей во время встреч в поездках по стране, из предвыборных обещаний депутатов. Мы всегда внимательно выслушиваем все предложения, – говорит Лариса Павловец, член Комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Республики Казахстан. – Кроме того, каждый законопроект примерно за месяц публикуется на сайте мажилиса, и любой гражданин может прочитать его и внести свои предложения. Можно написать письмо на имя конкретного депутата или даже вовсе без имени – без внимания оно не останется, хотя каждый депутат получает порой по 20-30 писем в день". 

При разработке законопроекта создаётся рабочая группа, в которую могут войти члены гражданского сообщества, эксперты по той или иной теме. Так что возможность участвовать в законотворческой деятельности у казахстанцев есть.

"Хочу сказать, что внести поправки в законодательство не так легко, как бы нам порой хотелось. Сейчас активно обсуждается вопрос пенсионного возраста: одни за то, чтобы его снизить, другие, наоборот, полагают, что надо поднять. Прежде чем принять решение, нужно проанализировать множество достоверных показателей, соотнести с возможностями уже принятого бюджета, продумать все последствия подобных шагов. Так же и по другим законопроектам – по налогам, социальному обеспечению и так далее. То есть в основе любого законопроекта серьёзная аналитическая работа. Так не бывает, что вы сегодня предложили внести какие-то поправки, а завтра их уже внесли в закон. Но ещё раз повторю, ни одно предложение, направленное депутатам, не остаётся без внимания". 

Понятно, что для того, чтобы войти в рабочую группу, надо быть экспертом в выбранной теме, иметь знания, опыт и конкретные предложения. Готовы доказать свою экспертность и отстаивать свое мнение? У вас есть все шансы! 


Читайте также: Закон о банкротстве физических лиц: последний шанс или лазейка?


Открытые НПА: участвуйте в обсуждении 

Те законопроекты, которые разрабатываются правительством, фиксируются на портале "Открытые НПА".

В комментариях к опубликованному документу граждане при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) могут оставлять свои замечания и предложения. Правительство их рассматривает, может направить на экспертизу, включить в законопроект или отклонить. Затем на портале запускается публичное онлайн-обсуждение обновлённого законопроекта, гражданам даётся время на то, чтобы они могли высказать своё мнение. Сомневаетесь, что ваш комментарий увидели? На портале можно подписаться на обсуждение конкретного документа и получать уведомления об изменениях.

Немного статистики и фактов 

  • 514 проектов НПА на публичном обсуждении на данный момент.
  • 178 719 – количество комментариев публичного обсуждения за весь период.
  • 160 744 – количество ответов на комментарии публичного обсуждения за весь период.

Среди самых обсуждаемых проектов проект изменения сроков продолжительности учебного года и каникул в школах, внесение изменений в правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и проект изменений правил обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления положенных выплат. Если говорить о сферах деятельности, больше всего обсуждаются документы из области здравоохранения, экономики, экономической деятельности, образования и правовой помощи. Меньше всего комментировали проекты документов по лицензированию и аккредитации. 

Принимаются ли во внимание эти комментарии? Эксперты Transparency Kazakhstan в своем исследовании индекса участия и влияния граждан на законотворчество изучили процесс публичного обсуждения проектов НПА на портале "Открытые НПА" за период 2020 года и привели такие данные: госорганы одобрили 54,8% предложений и замечаний. Из одобренных 7520 предложений граждан и компаний к 3313 проектам НПА в финальные версии принятых 1586 нормативных актов вошли 2325 идей граждан и компаний.

Площадки для предложений

В практике законотворчества – привлечение к написанию законов экспертов, теоретиков и практиков, работающих с целевыми группами. И тут неоценима роль НПО, досконально знающих проблемы людей, в интересах которых принимается тот или иной закон.

В прошлом году Гражданский центр Алматы организовал онлайн-семинар "Как НПО участвовать в законотворчестве". На семинаре как раз говорилось о том, что эксперты НПО могут войти (и входят) в рабочие группы по разработке законопроектов в соответствующих сферах: экологи обсуждают экологическое законодательство, педагоги – законы в сфере образования, те, кто работает с социально уязвимыми группами, – правовые документы в области социальной защиты. 

"У граждан есть немало возможностей принять участие в законотворческой работе. И на портале "Открытые НПА", и через обращение к депутатам Парламента. А также через участие в митингах и общественных слушаниях, – отмечает Алтынай Кобеева, директор ОФ "Информационно-ресурсный центр", председатель Общественного совета города Алматы. – Но по большей части люди дают свои предложения, а для обоснования этих предложений, анализа законодательства, формулировки поправок или новых законов нужны специалисты, досконально знающие вопрос. И здесь в различные рабочие группы привлекается экспертный потенциал НПО – это хороший механизм диалога с властью. Я лично принимала участие в рабочей группе по дополнению и изменению в закон об общественных советах и рекомендации, которые были направлены от города Алматы, на 70% были приняты в новой редакции закона". 

Кроме того, на площадке алматинского общественного совета обсуждался законопроект о мирных собраниях и мирных митингах. Площадки НПО и общественных советов аккумулируют общественно-значимые вопросы общества, которые в качестве рекомендаций направляются исполнительным и представительным органам власти, для возможности решать вопросы на системной уровне через изменения или дополнения в НПА и законы РК, говорит эксперт общественного совета Алматы. 

За или против? Присоединяйтесь!

В последнее время у казахстанцев стали весьма популярными онлайн-петиции. Призывы подписать то или иное требование рассылаются по соцсетям и чатам. К слову, это согласуется с политикой государства.

"Благодаря социальным сетям, проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений", – заявил президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана.

Петиции создаются по самым разным поводам – и локальным, и масштабным, и на нескольких онлайн-площадках.

Насколько активно сограждане подписывают эти документы? Исходя из недавно созданных петиций на сайте и реакции на них, складывается разношёрстная картина. 

Так, петицию о легализации конопли в медицинских и производственных целях на территории РК подписали 217 человек. Петиция против организации отлова и уничтожения бродячих собак и кошек вызвала отклик у 749 человек. Петиция против загрязнения воздуха в городе Атырау нашла 1845 единомышленников. А вот с требованием законодательно запретить пропаганду ЛГБТ в Казахстане солидарны 17 972 человека

Разумеется, эти цифры не говорят о значимости для общества той или иной темы, и петиции порой создаются по откровенно "хайповым" темам. Более того, непонятен пока юридический статус таких обращений и механизм реагирования на них. Однако эксперты отмечают развитие таких инструментов влияния на принятие властями решений и их положительное действие: граждане, увидев, что власти реагируют на их мнение, начнут активнее и ответственнее участвовать в законотворческой деятельности, а конструктивный диалог властей и общества пойдёт на пользу всем.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров