Официальный сайт для подачи петиций создадут в Казахстане. Какие вопросы в них нельзя поднимать

Мининформации законодательно закрепит юридическую силу онлайн-петиций.

Депутаты мажилиса одобрили в первом чтении законопроект об общественном контроле, предусматривающий создание официального сайта для подачи петиций.

Отмечается, что проект закона разработали для реализации Послания главы государства от 1 сентября 2020 года. Тогда президент Касым-Жомарт Токаев поручил создать легитимный институт онлайн-петиций, чтобы граждане могли инициировать реформы и предложения.

В ноябре 2021 года в Мининформации заявили, что готовят нормативно-правовую базу по созданию единой платформы "Е-петиция". Предполагалась, что в 2021 году проект внесут в мажилис. 

Основной целью законопроекта является обеспечение участия граждан в управлении делами государства через общественный контроль. Законопроект устанавливает права и обязанности субъектов и объектов общественного контроля, определяет формы общественного контроля и порядок их проведения.

По законопроекту в Административный процедурно-процессуальный кодекс РК введут понятие "петиция" – коллективное сообщение, отклик или предложение, направленное в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в электронной форме через специальную платформу. По словам министра информации Дархана Кыдырали, сейчас ведомство ведёт работу с Минцифры по разработке платформы. 

Для размещения петиции на интернет-ресурсе в публичном доступе она должна соответствовать следующим условиям:

  • к петиции должны присоединиться не менее 150 граждан РК в течение 20 рабочих дней с даты подачи;
  • отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.

Если петиция не будет соответствовать требованиям, то уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней отклонит её с обоснованием причин. В случае соответствия петиции условиям уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней должен разместить её на интернет-ресурсе.

По законопроекту, успешной считается петиция, которая в течение шести месяцев после её размещения на интернет-ресурсе получила не менее:

  • 50 тысяч голосов граждан РК в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции правительства РК;
  • не менее 2% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку;
  • не менее 1% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
  • 5000 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 10% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
  • 2500 голосов граждан РК от численности населения при населении свыше 50 000, для остальных – не менее 5% от населения соответствующей административно-территориальной единицы в её поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, сёлах, посёлках, сельских округах.

Петиция, не достигшая порогового значения, возвращается заявителю уполномоченным органом по истечении шести месяцев с момента её размещения на интернет-ресурсе в публичном доступе.

В петиции должны быть указаны: 

  • фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес;
  • электронная копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подаётся его представителем);
  • описание предмета петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции;
  • электронная цифровая подпись заявителя или его представителя.

Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных.

Срок рассмотрения петиции составляет не более 60 рабочих дней со дня регистрации.

По результатам рассмотрения петиции первый руководитель государственного и местного исполнительного органа, секретарь местного представительного органа либо полностью или частично удовлетворяет петицию, либо отказывает в её удовлетворении. 

При этом законопроект определил вопросы, которые не могут быть предметом петиции:

  • вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, посягать на конституционный строй и общественную нравственность;
  • изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности республики, формы её правления, а также основополагающих принципов деятельности государства, заложенных первым президентом РК, и его статуса;
  • административно-территориального устройства и границ государства;
  • досудебного расследования и правосудия;
  • высшего надзора органов прокуратуры;
  • внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
  • уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях;
  • обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
  • амнистии и помилования;
  • назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению президента, палат парламента и правительства РК;
  • выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
  • регулируемые законодательством о выборах и республиканском референдуме;
  • государственных символов;
  • статуса государственного языка;
  • изменения функций государственных органов;
  • об отмене и изменений решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.

Граждане могут присоединиться к петиции при условии согласия на сбор и обработку их персональных данных, включая индивидуальный идентификационный номер, место жительства.


Читайте также:


Также по проекту вводят дефиниции "общественный контроль", "субъекты общественного контроля" и "объекты общественного контроля".

К субъектам общественного контроля относятся совершеннолетние граждане Республики Казахстан, некоммерческие организации и иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия на осуществление общественного контроля. 

К объектам общественного контроля относятся:

  • органы и учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления;
  • государственные учреждения, не являющиеся государственными органами;
  • государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство;
  • исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов.

При этом к объектам общественного контроля не могут относиться государственные органы и организации, входящие в категорию особорежимных, режимных объектов Республики Казахстан. 

Действие законопроекта не будет распространяться на судопроизводство, внешнюю разведку, правоохранительную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, на законодательство о выборах и республиканском референдуме, специальных государственных органах, прокуратуре, обороне и Вооружённых силах РК, а также на осуществление общественного контроля в Фонде национального благосостояния и национальных компаниях, входящих в группу фонда. 

Депутаты мажилиса одобрили законопроект в первом чтении.

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров