Затраты экономики на мусоросжигающие электростанции будут больше, чем объём поддержки всех объектов возобновляемых источников энергии, сообщает Energyprom.kz.

В отчёте нидерландских учёных "Hidden emissions: A story from the Netherlands" указано, что даже самый современный мусоросжигающий завод Нидерландов выбрасывал диоксины, фураны и другие токсичные загрязнители в объёмах, многократно превышающих установленные в Европейском союзе нормы. В 2017 году Еврокомиссия ввела мораторий на строительство новых МЭС, а также дала рекомендации по отказу от их тарифной поддержки и переходу на более глубокую переработку бытовых отходов.

В Казахстане планируется ввод 100,8 МВт мощностей мусоросжигающих электростанций в шести крупнейших городах Казахстана в срок не позднее июля 2026 года. Согласно законодательству, победитель аукционов в течение 60 месяцев обязан построить и ввести указанные мощности МЭС, распределение которых по городам представлено ниже.

Результаты аукционов на размещение мусоросжигающих электростанций, проведённых и признанных состоявшимися при единственном участнике, демонстрируют рекордный уровень тарифа на электроэнергию, хотя механизм аукционных торгов по отбору проектов электростанций направлен на отбор наиболее эффективных проектов по наименьшим ценам.

За счёт крайне высокого тарифа (172,71 тг за кВт·ч без учёта НДС) поддержка мусоросжигающих электростанций будет обходится экономике примерно в 85 млрд тенге (в ценах 2021 года), что выше уровня поддержки всех действующих ветровых, солнечных и малых гидроэлектростанций Казахстана общей мощностью в 1570 МВт. Ввод мусоросжигающих электростанций приведёт к росту тарифов на электроэнергию для конечных потребителей примерно на 10%.

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов подготовило законодательные изменения, допускающие победу в аукционе при единственном участнике именно и только для мусоросжигающих электростанций, однако налицо недостаточно высокий уровень анализа экологических рисков и изучения передовых мировых практик.


Читайте также:


В Казахстане доля переработки бытовых отходов остаётся крайне низкой, и реализация схемы сжигания без должной организации системы разделения и переработки отходов не выглядит самым передовым решением, отмечают аналитики.

В 2019 году на официально действующие полигоны коммунальных отходов поступило 3,9 млн тонн бытовых отходов, из них отсортировано и направлено на переработку всего 142,4 тысячи тонн (3,7%). По этому показателю Казахстан несопоставимо отстаёт от стран ЕС.

В странах с развитым уровнем сортировки и переработки отходов сжигаются остатки, не поддающиеся переработке и не содержащие органических отходов. Альтернативной прямому сжигаю бытовых отходов может стать организация специально спроектированных полигонов захоронения отходов. Размещение годового объёма бытовых отходов, планируемых к сжиганию (0,8-1 млн тонн), на полигонах, спроектированных по современным стандартам, потребует всего около 8 гектар площади, а ежегодные затраты могут быть оценены в 5 млрд тенге, что в 16 раз дешевле сжигания на мусоросжигающих электростанциях.

В последующем отходы, размещённые на таких полигонах, способны стать источником добычи биогаза, который может быть использован для производства электроэнергии и тепла без выбросов диоксинов и фуранов.