Что случилось. Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета опубликовал заключение по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО "Астана LRT". В нём комитет рекомендовал Правительству и акимату Нур-Султана рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшей реализации проекта "Новая транспортная система города Астана. LRT (участок от аэропорта до нового ж/д вокзала)".

Аргументы Счётного комитета. Ведомство обращает внимание на неокупаемость проекта и значительные бюджетные расходы в случае продолжения его реализации, а также указывает, что центральные и местные исполнительные органы, а также уполномоченные организации вынесли некачественные заключения и экспертизы на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана.

На завершение проекта LRT с учётом аванса и неоплаченных строительных работ консорциуму необходимо 1,365 млрд долларов. На сегодняшний день для финансирования проекта LRT в распоряжении ТОО находятся остатки бюджетных средств в сумме 29,5 млн долларов, 26,3 млн долларов – от размещения облигаций, 2,8 млн долларов – от реализации активов, переданных ФПК. Предполагается дальнейшее финансирование за счёт размещения облигационных займов на сумму 1,090 млрд долларов.

"Несмотря на преимущество данной схемы финансирования с применением более низкой ставки вознаграждения, недостатком является короткий срок погашения облигационных займов (пять лет). В условиях убыточности товарищества при поэтапном размещении облигаций возникнет необходимость значительного отвлечения средств из республиканского бюджета на погашение купонных вознаграждений по облигациям в сумме 245,4 млн долларов, основного долга в 2024 году – 419,9 млн долларов и в 2025 году – 1,090 млн долларов" – отметили в Счётном комитете.

Нужен ли проект LRT населению. Комитет отмечает невысокую вероятность массового использования LRT населением. Принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров, вынужденных делать пересадки при сокращении остановок LRT, считают в Счётном комитете.

"Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведёт к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге", – говорится в заключении.

Контекст. С 2015 года на реализацию проекта LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство Astana LRT должно было завершиться к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием. Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. С обслуживанием займа Китайского банка развития на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали, сэкономив 1,2 млрд долларов. Окончательная стоимость проекта строительства LRT на сегодня составляет 1,5 млрд долларов.

Почему это важно знать. Строительство LRT прослыло одним из самых скандальных и проблемных проектов в столице. Выводы Счётного комитета в целом подтверждают слова главы государства Касым-Жомарта Токаева, который заявлял, что не понимает, как такой проект вообще можно было "пустить в дело". При этом президент констатировал, что его придётся реализовать, в том числе, и из-за международных обязательств.

"Есть риск, что неокупаемый проект повлечёт постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство", – говорил президент.