Глава МВД Калмуханбет Касымов: Полиция не может сражаться с ветряными мельницами
Глава МВД Калмуханбет Касымов впервые встретился с прессой после резонансного убийства фигуриста Дениса Тена в Алматы.Калмуханбет Касымов ответил на вопросы журналистов, связанные с криминогенной обстановкой в стране и реформой органов внутренних дел, о необходимости которой в Казахстане активно заговорили после убийства Дениса Тена.
"Прежде всего должен сказать, что мы, сотрудники внутренних дел и Нацгвардии, искренне испытываем скорбь в связи с трагической смертью Дениса Тена, Его гибель для всех нас – невосполнимая утрата, – сказал министр. – Я лично посетил его семью, чтобы выразить свои соболезнования".
Касымов упомянул об оперативности в работе сотрудников правоохранительных органов при раскрытии этого резонансного преступления.
"Если совершили преступление в 14.56, то в 23.30 мы уже первого преступника задержали. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа. По моему поручению сюда выехал мой первый заместитель, начальник департамента криминальной полиции", – рассказал глава МВД.
Отвечая на вопросы, задаваемые в соцсетях, министр объяснил, что одно только наличие средств наблюдения не даёт возможности сразу выявить преступников.
"Конечно, у нас есть камеры, конечно, у нас есть свидетели, но никто не мог назвать фамилию и имя хотя бы одного из тех преступников, которые совершили это нападение. – пояснил Касымов. – В 23.30 мы задержали первого преступника. Через него установили сообщницу. Она в первые часы допроса не всё нам сказала, и когда мы вычислили третьего преступника, с его поимкой было чуть-чуть посложнее. Первую ночь он провёл где-то в логу, потом менял адреса, один микрорайон, другой микрорайон: было тяжело его задержать. Пришлось по сути дела в микрорайоне "Аксай", где мы его задержали, провести чуть ли не армейскую операцию: подключили Национальную гвардию. Третий преступник был задержан, когда с одного адреса переходил на другой. Все они допрошены, проводятся соответствующие экспертизы, суд санкционировал их арест".
Глава МВД кратко рассказал о подозреваемых.
"Они приезжие. Один из Жамбылской области, другой из Кызылординской. Третий фигурант – женщина, она приехала тоже из Жамбылской области, работает там. Приехала летом сюда на заработки, поработать официанткой. Они встретились и, по сути дела, двое из них и занимались кражей боковых автозеркал", – сообщил журналистам Касымов.
Говоря о криминогенной обстановке в стране, глава МВД отметил снижение числа преступлений.
"Общее состояние преступности: криминогенная ситуация имеет тенденцию к снижению, – сказал Касымов. – За первое полугодие 2018 года произошло снижение числа тяжких преступлений на 10%, средней тяжести – на 11%. Сократилось количество грабежей".
Такая же позитивная ситуация наблюдается, по словам министра, и в Алматы.
"Город Алматы – большой мегаполис. Здесь я работал шесть с половиной лет, и знаю, что здесь определённая напряжённость есть, наблюдается большая миграция, – отметил Касымов. – 20% преступлений совершается в Алматы. В целом по стране совершается 161 преступление на 10 тысяч граждан, а в Алматы – 350 преступлений на 10 тысяч жителей".
Тем не менее и в Алматы наблюдается тенденция к снижению числа преступлений, заявил министр внутренних дел.
Он отметил, что приводит цифры в соответствии с отчётностью Генеральной прокуратуры, которая последние годы ведёт криминальную статистику.
Министр признал существующие проблемы в борьбе с мелкими кражами и хищениями.
"Полиция не может сражаться с ветряными мельницами. Как известно, спрос рождает предложение, – сказал Калмуханбет Касымов. – От 15 до 20 процентов всех преступлений составляют кражи мобильных телефонов. За первое полугодие зарегистрировано 4,5 тысячи краж телефонов. Бывает, на одном краю базара телефон украдут, а на другом его же продают. Поэтому мы дали год на регистрацию телефонов, приняли специальный закон. Когда он заработает, не будет смысла красть телефоны".
Министр рассказал также о том, что победить кражи невозможно, не сломав сбыт.
"Ломбарды стали местом сбыта краденого имущества. Это невозможно во многих других странах. Мы изучили опыт Российской Федерации, Узбекистана, Германии, и приняли соответствующий закон", – сказал министр.
По его словам, суть закона в том, что всех, кто сдаёт вещи в ломбард, будут обязаны фотографировать и ставить на учёт. "Легализуем эту деятельность и придём в соответствие с законом", – заверил министр.
Отдельно глава МВД коснулся такого вида преступлений как кражи автозапчастей.
"С санкции прокуратуры провели проверки в Алматы, Караганде, Павлодаре и других областях. Что мы видим? По сути дела везде имеется огромное количество реализаторов запасных частей. Из 452 краж зеркал, которые зарегистрированы в Казахстане, 90% совершили в Алматы. У нас здесь совершаются такие преступления, только потому, что спрос рождает предложения. Даже скупщики на базарах уже этими преступниками командуют и указывают им, какие зеркала нужно принести на рынок для продажи. Полиция не может проверять каждый день всех этих реализаторов. Так или иначе, но это бизнес. И он защищён", – сообщил Калмуханбет Касымов.
Он сообщил журналистам, что не имеет права проверять торговцев запчастями.
"Чтобы я мог проверить, я должен взять санкцию у прокуратуры. Вот если мне на преступника где-то пальцем укажут, тогда только могу без санкции. Это проблема Алматы, и властям Алматы надо заниматься этими реализаторами на базарах", – пояснил Касымов.
Кроме этого глава МВД описал положение с реализацией автомобилей на запчасти.
"Для того чтобы такой бизнес открыть, можно просто информационно сообщить о нём и организовать эту работу, – сказал министр. – Вот буквально на днях, 28 июля, мы задержали группу в Караганде: преступники угнали автомашину в Риддере, привезли на рынок и сдали на запчасти. В Павлодаре убили таксиста, машину сдали на запчасти. Если бы преступники не имели возможности так свободно продавать запчасти, этих преступлений не было бы. Поэтому все эти вопросы комплексно надо решать, и мы сейчас этим занимаемся. По ломбардам и сотовым телефонам приняли законы, сейчас будем выходить с предложениями по реализаторам этих запчастей".
Читайте также:
Почему полиция не находит автоворов, и откуда в Казахстане появился чёрный рынок запчастей
Глава МВД сообщил, что внимательно наблюдает за деятельностью местной полицейской службы.
"Мы в 2016 году создали местную полицейскую службу, правильный был подход. Мы где-то в МВД сидим, и откуда нам знать, где поставить пункт полиции, где какую камеру установить, – сказал он. – Поэтому мы всё это отдали местному самоуправлению, то есть власти города должны были сами определить, где какие камеры установить, какое их количество, где патрульную полицейскую службу поставить. Всё это должно было быть организовано. Сегодня, конечно, есть вопросы по внутренней службе, но имеется и много положительного. К примеру, буквально за прошлый год акимат Алматы на 23% увеличил техническую оснащённость местных полицейских. Сейчас мы продолжаем изучать проблемы деятельности местной полицейской службы".
Министр внутренних дел прокомментировал и требования об отставке начальника ДВД Алматы Серика Кудебаева:
"Вы слышали, что руководство местной полицейской службы Алматы подало в отставку, мы сейчас занимаемся освобождением от должностей в некоторых районных службах мегаполиса... Однако пока я особых оснований для того, чтобы радикально решать кадровые вопросы (не вижу. – Авт.). Потому как действия полиции здесь были прагматичны: быстро выехали на место происшествия, провели оперативную разработку: преступники были задержаны и преступление раскрыто в кратчайшие сроки.
После трагической гибели Дениса Тена общество заговорило о реформе МВД. Калмухамбет Касымов сообщил, что этот процесс начался.
"Мы реформы последние 4-5 лет ведём, вы знаете, что была создана местная полицейская служба, мы взяли направление на создание универсального полицейского, объединили дорожную полицию с патрульной полицией, для того чтобы меньше было полицейских на дорогах, где есть камеры, чтобы этих полицейских перевести на жилые массивы. Именно местная полицейская служба должна заниматься борьбой с кражами в городе. И это то направление, которое требует дальнейшего совершенствования", – сообщил министр.
"В мае состоялся Совет безопасности, глава государства дал поручение по проведению реформирования правоохранительной системы, в том числе МВД. Хотел бы доложить вам, что в Администрации Президента создано три рабочие группы, которые сейчас вырабатывают предложения по реформированию. Одно из них касается Министерства внутренних дел: это вопросы оптимизации, вопросы сокращения, вопросы решения социальных проблем, вопросы по изменениям в законодательстве. 1 сентября мы должны главе государства доложить все предложения. Туда же поступят предложения, которые отправил общественный совет Алматы, и все они будут рассмотрены", – заключил он.
Читайте также:
Калмуханбет Касымов. История реформ, достижений и неудач главного полицейского Казахстана
Глава МВД Калмуханбет Касымов впервые вышел к прессе после резонансного убийства фигуриста Дениса Тена в Алматы. За время, пока министр находился в служебной командировке, у журналистов накопилось к нему множество злободневных вопросов.
Денис Тен скончался 19 июля 2018 года в результате ножевого ранения, которое ему нанесли злоумышленники, пытавшиеся похитить зеркала с его машины. Больше двух часов за жизнь Дениса боролись врачи, но спасти его не удалось. Он потерял слишком много крови и поступил в больницу в состоянии клинической смерти.
Задержаны трое подозреваемых, двоих из них заключили под стражу пока на два месяца. Подозреваемый Арман Кудайбергенов во время проверки показаний показал место, где было спрятано орудие убийства – нож, который впоследствии изъяли и приобщили к материалам уголовного дела.
24 июля 2018 года замглавы МВД ответил на шквал вопросов о расследовании убийства Дениса Тена.
Все новости о трагической гибели Дениса Тена читайте здесь.