Что случилось. Bek Air отказывается выполнять требования международной неправительственной организации и получать сертификат IOSA, заявил глава авиакомпании Нурлан Жумасултанов.

"В 2016 году был разговор с властями о том, что никто не против международного сертификата. Тогда была попытка внести требования IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта. – Авт.) в государственный документ. IATA – это международная ассоциация авиаперевозчиков, это обыкновенное НПО. Это юрлица, а не гособъединение", – сказал он.

"Не хотим ложиться под IATA". Жумасултанов отметил, что наличие сертификата эксплуатанта у Bek Air позволяет ему летать везде. Авиакомпания выполняет чартерные рейсы, для этого не нужен сертификат IOSA, подчеркнул он.

"И если государство захотело взять их стандарты, я им сказал: "Ребята, никто не против, только вы от своего имени предъявляйте". Возьмите эти стандарты, пропишите в нашем законодательстве и всё, мы будем это выполнять. Но почему нам хотят стандарты неправительственной организации внедрить в Казахстане? Так не бывает. Мы не хотим ложиться под IATA, а хотим ложиться под своё государство", – пояснил он.

Читайте также: Bek Air оказался единственной авиакомпанией, не желающей подтверждать безопасность на международном уровне

Самолёты Bek Air всё-таки летали за рубежом. Несмотря на отсутствие сертификата IOSA, Bek Air передавал свои самолёты в мокрый лизинг. Разбившийся самолёт Fokker-100 находился в мокром лизинге в Конго.

Мокрый лизинг подразумевает, что одна авиакомпания предоставляет в аренду самолёт, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование другой авиакомпании. Используется номер рейса арендатора. К примеру, EgyptAir не может летать в Израиль под своим именем из-за государственной политики Египта. Таким образом, египетские рейсы из Каира в Тель-Авив находятся в ведении компании Air Sinai, являющейся лизингодателем, путём мокрого лизинга компании EgyptAir для обхода этой политической проблемы

"22 мая 2019 года самолёт находился в Конго, он эксплуатировался. Мокрый лизинг подразумевает, что самолёт находился в эксплуатации Bek Air, работал по контракту. Как раз Марат Муратбаев (погибший капитан воздушного судна. – Авт.) там находился, он эксплуатировал, то есть там были командир, экипаж, техсостав компании Bek Air. Удивительная ситуация: Bek Air может летать в других странах, в Казахстане нет", – сообщил он.

Первая пресс-конференция Bek Air после авиакатастрофы: Авиакомпания считает возможной причиной короткий интервал между вылетами самолётов

Контекст. Заместитель премьер-министра РК Роман Скляр рассказал о попытках Bek Air отменить требование о наличии сертификата безопасности IOSA для выполнения регулярных международных рейсов. По его словам, авиакомпания лоббировала отмену сертификатов, но МИИР на это не пошло, несмотря на давление. Для внутренних полётов этот документ не требуется.

После авиакатастрофы под Алматы полёты Bek Air приостановили. ЧП произошло 27 декабря. Жертвами крушения лайнера стали 12 человек. Все новости о крушении самолёта Bek Air читайте здесь.

Почему это важно знать. После авиакатастрофы под Алматы в Казахстане подняли тему безопасности полётов. Тот факт, что Bek Air – единственная в стране авиакомпания, у которой нет международного сертификата IOSA, только усугубил недоверие к перевозчику, хотя в самой авиакомпании не считают сертификат обязательным и называют причиной катастрофы другие, не зависящие от компании обстоятельства.