Гибель детей в специнтернате Аягоза: после эксгумации обнаружены серьёзные телесные повреждения
Аружан Саин подвергла сомнению первоначальную версию Минздрава о том, что дети умерли от хронических заболеваний.Экспертиза эксгумированных тел воспитанников специнтерната Аягоза, умерших в апреле этого года, выявила у них черепно-мозговые травмы и другие серьёзные телесные повреждения. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребёнка Аружан Саин.
Омбудсмен отметила, что погибшие дети были лежачими, а значит, не могли получить эти травмы самостоятельно.
Результаты экспертизы Аружан Саин опубликовала на своей странице в Facebook:
- у первого ребёнка (2006 года рождения) обнаружен ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма (ЗЧМТ);
- у второго (2009 года рождения) – ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа, ЗЧМТ;
- у третьего (2008 года рождения) – ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа, ЗЧМТ.
О результатах экспертизы четвёртого ребёнка не сообщается.
Читайте также: Почему в специнтернате в Аягозе умирают дети-инвалиды
По словам Аружан Саин, только через четыре месяца после происшествия уголовные дела по факту получения тяжких телесных повреждений выделены в отдельное производство и направлены для проведения расследования в следственное управление ДП ВКО.
"Несмотря на то что я просила акимат ВКО всесторонне проверить деятельность этого интерната, проведённая осенью 2019 года проверка была формальной, и ситуация с обеспечением прав детей интерната ничуть не улучшилась. В результате случилось страшное: в апреле этого года умерли четверо воспитанников. Только после трагедии интернат комплексно проверили комиссии центральных органов власти с участием моих представителей", – заявила Аружан Саин.
Омбудсмен потребовала от Министерства внутренних дел выяснить, на основании каких документов официальные должностные лица заявили, что дети скончались от хронических заболеваний.
"Согласно действующему законодательству, по всем случаям смерти граждан в медучреждениях вскрытие для определения причин смерти должно проводиться обязательно. Мы направили официальный запрос в МВД о том, проводились ли вскрытия скончавшихся детей до проведения эксгумации. Какие причины смерти указаны в заключениях об их проведении? На основании каких документов официальные должностные лица в один голос озвучивали в СМИ версию, что дети скончались от своих хронических заболеваний? Мог ли проводивший вскрытие эксперт не заметить тяжкие черепно-мозговые травмы, кровоизлияние, переломы свода и основания черепа?" – написала Аружан Саин.
Омбудсмен обратилась к МВД с вопросом, могут ли действия экспертов квалифицироваться как возможные попытки сокрытия истинных причин смерти детей либо нежелание разбираться.
"И главный вопрос: почему уже после обращения и жалоб родителей воспитанников, воспитателя и меня как уполномоченного по правам ребёнка акиму ВКО нельзя было выстроить работу так, чтобы не было нарушений, а главное, чтобы не погибали дети?" – заключила омбудсмен.
Читайте также: Human Rights Watch о смерти детей в интернате Аягоза: Одних проверок недостаточно
В апреле 2020 года четверо воспитанников интерната в Аягозе скончались после госпитализации в инфекционную больницу с диагнозом "корь". У нескольких выявили также кишечную инфекцию.
Спустя месяц после трагедии специальная комиссия заявила, что детей можно было спасти, однако их поздно привезли в больницу. В заключении комиссии говорится, что персонал центра недооценил тяжесть состояния детей. Кто-то из них умер в течение двух часов после госпитализации, кто-то продержался больше двух суток.
"Дети скончались вследствие основных и сопутствующих заболеваний, в том числе тяжёлых врождённых патологий", – сообщала Людмила Бюрабекова, которая в тот момент занимала должность вице-министра здравоохранения.