Дорожно-строительные компании предлагают изменить законодательство о госзакупках
Бизнес предлагает поправки в НПА, которые позволят улучшить качество дорог.Казахстанский бизнес предлагает усовершенствовать процедуры закупок ремонта и строительства автомобильных дорог, чтобы улучшить их качество, сообщает НПП "Атамекен".
Отраслевое бизнес-сообщество поднимает сразу несколько проблемных вопросов в сфере закупок в дорожном строительстве.
Первое – неприменение электронного депозитария в закупках АО НК "КазАвтоЖол" при подсчёте опыта работы. Отмечается, что электронный депозитарий необходим для прозрачности процесса закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора. Анализ показал, что применение электронного депозитария в государственных закупках привело бы к следующим эффектам:
- отсутствие обжалования итогов конкурса по опыту работы;
- сдвиг начала строительно-монтажных работ на 1-6 месяцев за счёт отсутствия судебных тяжб;
- исключение человеческого фактора в части начисления условных скидок за опыт работы;
- исключение коррупционных рисков.
Второе – отсутствие договора страхования в качестве обеспечения исполнения договора и обеспечения возврата аванса.
Этот инструмент успешно применяется в Правилах осуществления государственных закупок № 648. К примеру, при стоимости трёхгодичного проекта в 70 млрд тенге и финансировании проекта на три года равными долями сумма обеспечения исполнения договора и возврата аванса составляет 7,7 млрд тенге. Заложенная сумма в банке при ставке залогового обеспечения от суммы банковской гарантии, как правило, в 51% составляет 3,9 млрд тенге оборотного капитала. В этом случае на реализацию проекта остается небольшая сумма в размере 3,8 млрд тенге. Это приводит к риску недостаточного закупа сырья, несвоевременной мобилизации стройтехники и несоблюдению графика работ.
Таким образом, целевые деньги с аванса, направленные на реализацию проекта, работают не на его осуществление, а на обслуживание банка.
"Отсутствие страхования в закупках субъектов квазигосударственного сектора приводит к необоснованным адмбарьерам и негативно сказывается на конечном результате бюджетных инвестпроектов", – отмечают в Ассоциации автодорожников Казахстана.
Третье – необходимо приведение в соответствие условной скидки за показатель уплаченных налогов в Правилах по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок №648.
Бизнес предлагает установить предел суммы государственной закупки в размере 400 тысяч МРП, по которым присваивается условная скидка за каждую превышающую одну десятую процента для исключения случаев завышения показателя уплаченных налогов.
Четвертое – важно привести в соответствие критерии финансовой устойчивости и формулы расчёта показателя финансовой устойчивости по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок.
Ранее Минфин внедрил предельные значения показателя финансовой устойчивости потенциального поставщика, участвующего в государственных закупках, в зависимости от стоимости закупки. Эти меры приняли по поручения президента о демонополизации строительного рынка, и на текущий день они показали положительные результаты по разграничению государственных закупок в строительстве.
"Эти меры окажут существенное влияние на развитие дорожной отрасли, качество работ, поспособствуют развитию добросовестной конкуренции и ведению эффективной предпринимательской деятельности", – отмечает эксперт Ассоциации Махаббат Чуманова.
НПП "Атамекен" для обеспечения интересов отраслевых строительных ассоциаций и компаний инициировала этот вопрос на уровне уполномоченных госорганов. Ожидается, что предложения бизнеса учтут при внесении изменений в действующие нормативные акты.
Читайте также:
- "Асфальт пошёл волнами". Почему в Алматы так часто ремонтируют дороги и при чём тут дорожная одежда
- В Акмолинской области подрядчик три года ремонтировал дороги с грубыми нарушениями
- "Фактов масса, а уголовного дела нет". В НПП недовольны безнаказанностью госорганов, мешающих бизнесу работать