Прямой эфир Новости спорта

Дорожно-строительные компании предлагают изменить законодательство о госзакупках

Бизнес предлагает поправки в НПА, которые позволят улучшить качество дорог.

Казахстанский бизнес предлагает усовершенствовать процедуры закупок ремонта и строительства автомобильных дорог, чтобы улучшить их качество, сообщает НПП "Атамекен".

Отраслевое бизнес-сообщество поднимает сразу несколько проблемных вопросов в сфере закупок в дорожном строительстве.

Первое – неприменение электронного депозитария в закупках АО НК "КазАвтоЖол" при подсчёте опыта работы. Отмечается, что электронный депозитарий необходим для прозрачности процесса закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора. Анализ показал, что применение электронного депозитария в государственных закупках привело бы к следующим эффектам:

  • отсутствие обжалования итогов конкурса по опыту работы;
  • сдвиг начала строительно-монтажных работ на 1-6 месяцев за счёт отсутствия судебных тяжб;
  • исключение человеческого фактора в части начисления условных скидок за опыт работы;
  • исключение коррупционных рисков.

 Второе – отсутствие договора страхования в качестве обеспечения исполнения договора и обеспечения возврата аванса.

Этот инструмент успешно применяется в Правилах осуществления государственных закупок № 648.  К примеру, при стоимости трёхгодичного проекта в 70 млрд тенге и финансировании проекта на три года равными долями сумма обеспечения исполнения договора и возврата аванса составляет 7,7 млрд тенге. Заложенная сумма в банке при ставке залогового обеспечения от суммы банковской гарантии, как правило, в 51% составляет 3,9 млрд тенге оборотного капитала. В этом случае на реализацию проекта остается небольшая сумма в размере 3,8 млрд тенге. Это приводит к риску недостаточного закупа сырья, несвоевременной мобилизации стройтехники и несоблюдению графика работ.

Таким образом, целевые деньги с аванса, направленные на реализацию проекта, работают не на его осуществление, а на обслуживание банка.

"Отсутствие страхования в закупках субъектов квазигосударственного сектора приводит к необоснованным адмбарьерам и негативно сказывается на конечном результате бюджетных инвестпроектов", – отмечают в Ассоциации автодорожников Казахстана.

Третье – необходимо приведение в соответствие условной скидки за показатель уплаченных налогов в Правилах по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок №648.

Бизнес предлагает установить предел суммы государственной закупки в размере 400 тысяч МРП, по которым присваивается условная скидка за каждую превышающую одну десятую процента для исключения случаев завышения показателя уплаченных налогов.

Четвертое – важно привести в соответствие критерии финансовой устойчивости и формулы расчёта показателя финансовой устойчивости по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок.

Ранее Минфин внедрил предельные значения показателя финансовой устойчивости потенциального поставщика, участвующего в государственных закупках, в зависимости от стоимости закупки. Эти меры приняли по поручения президента о демонополизации строительного рынка, и на текущий день они показали положительные результаты по разграничению государственных закупок в строительстве.

"Эти меры окажут существенное влияние на развитие дорожной отрасли, качество работ, поспособствуют развитию добросовестной конкуренции и ведению эффективной предпринимательской деятельности", – отмечает эксперт Ассоциации Махаббат Чуманова.

НПП "Атамекен" для обеспечения интересов отраслевых строительных ассоциаций и компаний инициировала этот вопрос на уровне уполномоченных госорганов. Ожидается, что предложения бизнеса учтут при внесении изменений в действующие нормативные акты.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров