Директор авиакомпании Bek Air назвал враньём официальный отчёт о крушении CRJ-200 под Алматы
На совещании по вопросам безопасности полётов руководители авиакомпаний заявили, что не доверяют официальной версии крушения CRJ-200 под Алматы.В ходе совещания "Безопасность полёта" Академии гражданской авиации руководитель управления лётной эксплуатации Комитета гражданской авиации МИР РК Копболсын Токбакбаев зачитал официальную версию крушения самолета CRJ-200, которая произошла 29 января 2013 года под Алматы. Участники совещания – ветераны авиации, пилоты, представители авиакомпаний возмутились итогами расследования.
"Отчёт – это враньё. Катастрофа произошла в 13:40 с чем-то. Самолёт авиакомпании Bek Air буквально через 25-30 минут заходил на посадку на этом же месте. Условия для обледенения были. Потому что командир Арсетян прилетел и сказал: "Я такого обледенения никогда не видел". У него датчик обледенения горел. Следом Air Astana заходила (на посадку - Авт.). У всех же горело обледенение. Все мы прекрасно знаем, что этот самолёт (CRJ-200 - Авт.) не имеет обогрева стабилизатора. Если у него заледенел стабилизатор – самолёт потерял управление. Если пилот понял, что не попадает на полосу, он делает уход на второй круг. Двигатель находится выше центра тяжести. Возникают пикирующие моменты. И его стабилизировать может только стабилизатор. Но он обледенел. Поэтому возникает пикирующий момент. Всё просто!" – заявил директор авиакомпании Bek Air Нурлан Жумасултанов.
Его заявление поддержали все присутствующие. По словам Жумасултанова, в Алматы и Астане обледенения самолётов происходят постоянно.
"Мы лучше всех знаем, какие условия у нас в Казахастане. В Алматы, в Астане обледенения – как здрасьте. Самолет, который не имеет противообледенительной системы стабилизатора, у него должно быть ограничение по эксплуатации. Ну зачем идти на поводу у канадцев и других? Не надо врать! Пилот здесь не при чём! Пилот – здоровый мужик, нормальный мужик, он команды выдавал, вы все слышали эти разговоры в кабине. Вплоть до столкновения с землей он командовал. Он что, умер и разговаривал? Или в кабине умер и члены экипажа не заметили обледенение?" – добавил Жумасултанов.
Руководитель управления лётной эксплуатации Комитета гражданской авиации МИР РК Копболсын Токбакбаев, выслушав мнение президента Bek Air, заявил, что каждый имеет право на своё мнение и предложил Жумасултанову письменно обратиться в КГА.
Другой участник совещания возмутился тем, что КГА допустил отправку "чёрного ящика" без сопровождения в Канаду. По его словам, уже там, в Канаде, выяснилось, что в самописцах повреждены карты памяти.
Один из пилотов-иностранцев предупредил, что если в Комитет гражданской авиации обратятся журналисты программы "Расследование авиакатастроф" телеканала National Geographic и им дадут именно эту официальную версию крушения, то "в адрес КГА могут быть нелицеприятные истории".
"Коллеги, обращаю ваше внимание, что есть один телевизионный канал, который называется National Geographic. Будьте очень внимательны, когда предоставляете этот доклад в установленном административно-правовом порядке. После этого могут быть очень нелицеприятные истории в адрес казахстанской гражданской авиации . (...) Этот доклад должен ответить на несколько вопросов. Первый – причины", – сказал пилот, добавив, что в Казахстане ищут виновных, вместо того, чтобы установить причины.
Представитель КГА Копболсын Токбакбаев выслушав пилота-иностранца заявил:
"В тюрьме должен сидеть преступник, а не директор лётной службы SCAT".
Напомним, Генеральная транспортная прокуратура РК сообщала, что основной причиной катастрофы явились "неправильные действия лётного экипажа во время ухода на второй круг без возможности визуального контакта с наземными ориентирами из-за ожидаемых сложных метеорологических условий". Кроме того, экипаж не привёл в положение "на себя" штурвал для набора самолётом высоты, который находился в этот момент в интенсивном снижении.
Руководство авиакомпании SCAT отрицает выводы следствия о причинах крушения самолёта. Президент авиакомпании Владимир Денисов предпочитает верить результатам расследования государственной комиссии с участием четырёх государств: США, Канады, России и Казахстана.
"Мы имеем официальное заключение комиссии авиационного происшествия, расследование которого было завершено в феврале. Следствие длилось два года. Комиссия в составе представителей четырех государств — Канады, России, США и Казахстана, завершив полное расследование, выдвинула ряд версий, которые были озвучены. И ни в одной из версий не прозвучало, что авиационное происшествие произошло по вине экипажа", – заявил в одном из интервью президент авиакомпании "SCAT" Владимир Денисов.
Авиакатастрофа самолёта SCAT случилась 29 января 2013 года в Алматинской области, в результате погибли 16 пассажиров и пять членов экипажа.
Сейчас в Алмалинском районном суде Алматы проходит главное судебное разбирательство. На скамье подсудимых директор лётной службы SCAT Вячеслав Артёменко. Ему инкриминируется статья 344, части 3 УК РК "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц".
Ему грозит лишение свободы до 10 лет. В отношении других трёх лиц: командира воздушного судна Владимира Евдокимова, второго пилота Александра Шарапова, старшего пилота авиационной эскадрильи Александра Пивоварова, уголовное дело было прекращено в связи с их смертью.