Фракция "Ак жол" считает необходимым проводить заседания суда в традиционном режиме, заявил депутат мажилиса Берик Дюсембинов на заседании палаты.

По его словам, методические рекомендации по применению в судебных заседаниях системы видеоконференцсвязи были приняты ещё в 2014 году, но до пандемии эта система использовалась редко. Берик Дюсембинов отметил, что и сегодня ни одно судебное заседание не проводится через ВКС. Предложенная Верховным судом РК программа True Conf также вызывала массу нареканий участников судебного процесса, после чего судьям разрешили использовать другие платформы и мессенджеры.

"В результате судебные заседания, проводимые по WhatsApp или Zoom, да ещё и с мобильных устройств (далеко не все участники имеют персональные компьютеры), нередко напоминают разговор слепого с глухим. Часто обрывающаяся связь, свисты и шумы, плохая слышимость сказанного, проблемы со связью за толстыми стенами СИЗО, нередкая невозможность сторон увидеть или услышать аргументы друг друга – таковы реалии сегодняшних судебных заседаний", – констатировал депутат Дюсембинов.


Читайте также:


По его словам, можно обозначить целый ряд системных вопросов к судебным процессам в этих условиях:

  • Насколько полноценно реализуют стороны процесса свои права на судебную защиту на фоне перебоев и низкого качества связи?
  • Насколько полноценно стороны имеют возможность знакомиться с документами, обсуждаемыми в ходе процесса, убедиться в их достоверности?
  • Как фиксируются, регистрируются и подтверждаются документы, используемые сторонами в ходе процесса?

"По некоторым сведениям, направленные сторонами документы через сервис "Судебный кабинет" нередко не регистрируются и остаются без должного внимания при рассмотрении дел, что негативно влияет на качество судопроизводства. Также высказываются претензии о некорректном использовании направленных через сервис "Судебного кабинета" доказательств по делу. Кроме того, дистанционные заседания не позволяют выяснить подлинность используемых документов, записей, достоверность подписей", – отметил депутат.

Он добавил, что стороны вынуждены запрашивать у суда возможность ознакомиться с документами уже после заседаний. Но из-за ограничения сроков рассмотрения дел такие просьбы зачастую остаются нереализованными.

"Вызывает вопросы получение в режиме онлайн расписки свидетеля об уведомлении об ответственности за дачу ложных показаний. Остаётся непонятным, как решается этот вопрос, если свидетель не передаст суду такую расписку после заседания: будут ли считаться правомочными его показания?" – спросил Берик Дюсембинов.

Он отметил, что есть вопросы к обеспечению ограничений информации в ходе закрытых судебных заседаний, проходящих в онлайн-режиме по публичным каналам. Также встречаются случаи подозрительного отключения сторон или невозможности их подключения к судебным заседаниям.