Бозумбаева спросили, почему каждый год во время посевной случается дефицит ГСМ
У министра энергетики оптимистичные планы на будущее – стопроцентно обеспечить рынок Казахстана бензином, дизтопливом и авиакеросином.На правительственном часе в Мажилисе депутат Марат Бопазов поинтересовался у министра энергетики, почему каждую весну и осень казахстанский рынок ГСМ испытывает кризис.
"Не исполняются квоты для сельчан, бензин начинают отпускать только по талонам, постоянно лихорадит авиаторов. В этой связи вопрос: в чём причина этого и какие меры предпринимаются по недопущению дефицита ГСМ в будущем? В состоянии ли наши нефтеперерабатывающие заводы после завершения модернизации производить дизтопливо, пригодное для эксплуатации в зимнее время?" – спросил депутат у Каната Бозумбаева.
В своём ответе министр привёл цифры: какой была доля импорта ГСМ в прошлом году. Бензина АИ-92, по его словам, импортировали в объёме 30%, дизтоплива – 20-25%, авиакеросина – 58-60%.
Но в текущем году Канат Бозумбаев пообещал, что казахстанские заводы самостоятельно обеспечат внутренний рынок 90% бензином АИ-92, 90% – дизтопливом, 50% – авиакеросином.
"После завершения модернизации заводов через три-четыре месяца завершится работа по сертификации. "КазМунайГаз" ведёт активную работу. Если будет завершена эта работа – на 100% авиакеросином мы обеспечим полностью свой внутренний рынок. До конца года, если будут завершены все работы, со следующего года: 100% бензина,100% дизтоплива и 100% авиакеросина будут обеспечены на внутреннем рынке усилиями наших заводов", – сказал Канат Бозумбаев.
Отвечая на вопрос о зимнем дизтопливе, он отметил, что наши заводы выпускают межсезонное дизтопливо, которое выдерживает температуру до минус 30 градусов.
"Зимнее у нас не выпускается, если есть необходимость – в будущем рассмотрим этот вопрос", – сказал Канат Бозумбаев.
Другой депутат Мажилиса Мурат Темиржанов обратился к вице-министру сельского хозяйства Арману Евниеву. Он коснулся субсидий на ГСМ, которые выделяют сельхозтоваропроизводителям во время посевных работ. Сегодня, когда в стране массово началась посевная кампания, фермеры вновь испытывают проблемы со своевременной поставкой дизельного топлива.
Читайте также: Четвёртый нефтеперерабатывающий завод обещают построить к 2022 году
"Казалось бы, это точечная поддержка каждого сельхозтоваропроизводителя для стабильного проведения весенне-полевых работ. Однако сегодня существует много нареканий со стороны получателей о непрозрачности механизма распределения дизтоплива на местах, ценовой разницы по регионам, дополнительных транспортных расходах и об отсутствии возможности у фермеров для единовременного вывоза большого объёма топлива. Объясните, пожалуйста, когда и как вы наконец планируете обеспечить прозрачный механизм распределения льготного дизтоплива, устранить и решить системные проблемы, которые повторяются из года в год?" – спросил депутат.
Арман Евниев признал, что вопрос действительно актуальный на сегодня. Для решения этой проблемы МСХ привлекает IT-компании с целью оцифровать аграрный сектор. В июне ведомство введёт систему электронных полей, по которой можно будет проверять каждый участок: какова была активность в течение последних лет. Если активности не было, то комиссия уже будет выезжать на место и выяснять, что же всё-таки там сеют.
Но это не всё – новая система включает в себя электронные контракты, в которых воедино свяжутся держатели ресурсов, НПЗ, поставщики и товаропроизводители. В этом году в пилотном режиме электронные контракты появятся в Павлодарской области.
"Это будет в режиме онлайн, абсолютно прозрачно по объёмам, срокам и суммам. Это позволит снизить накладные расходы, маржу посредников различного рода и более чётко управлять этим объёмом топлива", – сказал Арман Евниев.
В феврале 2018 года глава государства раскритиковал работу Правительства по обеспечению Казахстана бензином. Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости ускорить строительство четвёртого НПЗ.
Депутат Мажилиса Муален Ашимбаев допускает, что дефицит бензина в Казахстане создан искусственно. Народный избранник считает, что объективных причин для дефицита топлива нет.