Байбека попросили забрать "Казахконцерт" у МКС, потому что здание "стало похоже на мухомор"
Ещё в прошлом году люди смотрели концерты в шубах, потому что здание не отапливалось. Между тем "Казахконцерт" имеет потенциал стать вторым "Карнеги-холлом".С просьбой передать государственную концертную организацию "Казахконцерт" из ведомства Министерства культуры в собственность города обратилась к акиму Алматы на конференции предпринимателей Ляззат Аханова, вдова композитора Сейдуллы Байтерекова, президент ОФ "Студия Сейдуллы Байтерекова". Её муж написал музыку знаменитой песни "Алия", которую исполнила Роза Рымбаева.
Фонд в прошлом году взял в управление этот концертный зал на пересечении проспекта Абылай хана с улицей Гоголя.
"Мы столкнулись с тем, что по условиям договора мы сами на деньги фонда должны делать ремонт и содержать здание. Получилось, что у нас нет вообще никакой господдержки", – рассказала президент фонда.
Раньше Ляззат Аханова была региональным директором АО "Қазақ әуендері" – владельца зала "Казахконцерт", и ей отвечали, что по закону она не имеет права проводить никакие работы в здании.
"Но видеть, как всё разваливается, а не делается ничего, я тоже не могла, – вспоминает она. – Что-то делали украдкой, что-то за свои деньги. Я решила, раз я ничего не могу сделать в госструктуре, взять концертный зал в управление, чтобы привести здание в порядок".
Здание под управлением общественного фонда "реанимировали": помыли, почистили, местами отреставрировали.
"Впервые за 25 лет в зале появилось отопление, до этого люди слушали концерты в шубах, артисты на сцене танцевали в шапках, – рассказывает Ляззат Аханова. – Где ни копнёшь – везде проблемы. В зале нет вентиляции, стоит мотор 55-го года, советские рубильники, пол из старой фанеры".
Помочь восстановить алматинский концертный зал готовы зарубежные спонсоры. Но и тут всё упирается в то, что это исторический памятник. Не разрешено делать ничего кроме мелкого косметического ремонта помещений.
"Получается, что мы от государстсва ничего не получаем, но и сами сделать толком ничего не можем", – резюмировала глава фонда "Студия Сейдуллы Байтерекова".
"Казахконцерт" – это уникальный по своей акустике камерный зал. Это отмечали многие иностранные гости и сами музыканты, приезжавшие на выступления. Ляззат Аханова уверена, что он мог бы стоять в одном ряду с такими топовыми залами, как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Альберт-холл в Лондоне и Большой зал Московской консерватории.
Координировать деятельность внутри города, по мнению Ляззат Ахановой, было бы гораздо проще и эффективней. В рамках меморандума о сотрудничестве акимат мог бы провести капитальный ремонт здания, а "Казахконцерт" в свою очередь – бесплатно проводить городские культурные мероприятия.
"Даже смешно будет, когда город в этом году отреставрирует проспект Абылай хана, а наше республиканское здание будет стоять посередине, как гриб-мухомор. Позиция Минкультуры, которое не выделяет средств на исторический памятник, мне непонятна. У нас есть все контакты и возможности, чтобы поднять "Казахконцерт" на мировой уровень. Будет развиваться культурный туризм, сюда приедут выступать музыканты со всего мира", – поделилась она перспективами.
Глава города Бауыржан Байбек на просьбу Ляззат Ахановой ответил, что знает о проблемах "Казахконцерта", но этот вопрос должно решать Правительство.
"Сейчас горожане иногда не знают, в чьей собственности находятся те или иные объекты, но они и не должны знать. Самое важное – чтобы эти объекты работали качественно. У нас есть чёткое разделение бюджета – республиканский и городской. Поэтому иногда мы даже если хотим, не можем помочь", – пояснил аким.
Он добавил, что акимат не возражает, чтобы городские объекты оставались в собственности министерств, но в таком случае они должны выделять финансирование и регулярно проводить в них ремонт.
На данный момент в силах городских властей написать письмо и поднять вопрос передачи "Казахконцерта" в коммунальную собственность города, подытожил Бауыржан Байбек.
Осенью прошлого года Президент Нурсултан Назарбаев дал понять: если центральным госорганам некогда заниматься своими объектами, их необходимо передать в ведение местных исполнительных органов, но не приводить в запущенное состояние.
После этого в коммунальную собственность Алматы Минсельхоз передал 139 гектаров рощи Баума. До конца апреля Министерство культуры и спорта должно завершить передачу Дворца спорта имени Балуана Шолака.