Альнур Ильяшев отказался участвовать в онлайн-процессе. Судья Махарадзе решила продолжить суд без его участия
Ильяшев предложил отложить судебное заседания до окончания карантина, поскольку технические возможности не позволяют ему защитить свои права.В Медеуском районном суде №2 Алматы началось главное судебное разбирательство по делу гражданского активиста Альнура Ильяшева.
Его обвиняют в распространении заведомо ложной информации о правящей партии Nur Otan через Facebook. В частности, по данным следствия, он опубликовал пост о несостоятельности деятельности Nur Otan в условиях ЧП, а также распространял видео, которое дискредитирует руководство Казахстана.
"Во время ЧП Ильяшев с 26 по 31 марта этого года в целях дестабилизации обстановки в стране через свой аккаунт разместил посты: 26 марта под заголовком "Гора родила мышь...", 28 марта под заголовком "...Партия жуликов и воров...", 31 марта "... а повадки партии узурпаторов уже многие знают..." опубликовал посты, направленные на формирование мнения о несостоятельности деятельности общественных объединений и органов государственной власти, что могло привести к негативным последствиям в данный период, тем самым распространил ложную информацию", – сообщал адвокат Альнура Ильяшева Таир Назханов.
Главное судебное разбирательство проходит в онлайн-режиме через программу TrueConf под председательством судьи Залины Махарадзе.
Читайте также: Альнур Ильяшев писал негативные посты про Nur Otan – постановление следствия
Практически весь процесс судью не было слышно, либо было слышно плохо. Участники дела постоянно переспрашивали и просили судью говорить громче.
У Альнура Ильяшева три адвоката: Нурлан Рахманов, Виталий Воронов, Таир Назханов. Государственный обвинитель – Дастан Мырзагали.
За ходом процесса следили правозащитница Бахытжан Торегожина и два представителя посольства США.
Альнура Ильяшева подключили онлайн из следственного изолятора. Он себя не показывал, а демонстрировал самодельные плакаты с надписью "С нами Бог и Конституция!" и оппозиционными лозунгами.
Адвокаты неоднократно обращали внимание суда на то, что Альнура Ильяшева не видно, вместо него из следственного изолятора на кадрах появлялись стул либо стены.
"Он не хочет участвовать в процессе", – периодически говорили конвоиры.
Адвокаты не поверили и предположили, что в СИЗО что-то происходит. Судья игнорировала отсутствие Альнура Ильяшева и просила отвечать стороны по заявленным ходатайствам. Залина Махарадзе отвечала адвокатам, что подсудимый не хочет показываться, сидит рядом с оборудованием для видеоконференцсвязи и всё слышит.
Однако когда из следственного изолятора были слышны крики, адвокаты попросили судью вызвать администрацию СИЗО и узнать, что происходит с их подзащитным.
"На видеокамеру он показываться не хочет, но присутствует и всё слышит", – снова повторяла судья.
Адвокаты насторожились и предложили судье, чтобы показали на видеокамеру, что Альнур Ильяшев сидит рядом и всё слышит. Залина Махарадзе попросила конвой показать обвиняемого. Но те не смогли. Ответили, что подсудимый не хочет показываться и в следственном изоляторе не могут заставить его сделать это.
Судья объявила перерыв, чтобы адвокаты поговорили с Альнуром Ильяшевым.
После перерыва Ильяшев сам зачитал ходатайство о том, чтобы процесс проходил в здании суда и был приостановлен до тех пор, пока не окончится карантин. Он заявил, что готов дождаться этого момента.
"Что-то плохо вас слышно, как вы вообще в таких условиях рассматриваете? Тут же судьбы людей решаются. Мне, за то что я правду сказал, светит от трёх до семи лет, вы собираетесь в таких условиях принимать решение? У вас в крайнем случае есть возможность в ИВС меня содержать, могу пешком к вам ходить. Я до этого в ИВС сидел 20 дней, каждый день брали тест на коронавирус", – сказал Альнур Ильяшев.
Судья отказала, мотивируя это тем, что во время карантина суды проходят онлайн.
Альнур Ильяшев заявил, что не будет участвовать в онлайн-заседаниях. Он отметил, что технические проблемы не должны препятствовать гражданам в праве на защиту.
Залина Махарадзе заявила, что раз подсудимый отказался от участия, можно проводить главное судебное разбирательство без него. Прокурор поддержал такое решение, несмотря на то что Альнур Ильяшев не предоставил письменный отказ.
Таким образом, Альнура Ильяшева будут судить без его присутствия на заседаниях. Но камеру СИ-18 не отключали, были слышны шумы. Адвокат подсудимого Таир Назханов просил отключить их, раз подсудимый отказался от присутствия. Затем он заявил ряд ходатайств:
- О признании партии Nur Otan потерпевшей стороной.
- Об истребовании информации о том, сколько членов правящей партии были осуждены.
- О привлечении фонда Birgemiz к административной ответственности за игнорирование адвокатского запроса и истребовании сведений о поступивших средствах на 26 марта.
Также адвокаты просят просмотреть и проанализировать аудио- и видеофиксацию от 18 апреля из следственного суда.
"Следственный судья высказался, что в данном случае имеются лишь гражданско-правовые отношения, что речь идёт о деловой репутации физлица. В данном случае непонятно, почему Ильяшев был задержан. Я вас прошу поднять эти записи и дать участникам процесса прослушать и просмотреть их", – сказал адвокат Нурлан Рахманов
Судья отказала в ходатайствах адвокатов. Также Залина Махарадзе отказала в изменении меры пресечения с содержания под стражей на личное поручительство известных общественных деятелей.
Между тем, возле здания Медеуского районного суда №2 собрались сторонники Альнура Ильяшева и требовали проведения процесса в оффлайне.
Следующее заседание состоится в понедельник, 15 июня.
Читайте также:
- Альнур Ильяшев: С нами Бог и Конституция
- Кто стоит за Альнуром Ильяшевым?
- Алматинцу отказали в проведении митинга 32 раза. Он судился с маслихатом и проиграл
Правозащитная организация Human Rights Watch призвала Казахстан освободить Альнура Ильяшева.
Казахстан сейчас занимает 157-е место из 180 в рейтинге свободы прессы, который ежегодно публикует организация "Репортёры без границ". В этом году Узбекистан обогнал Казахстан, оказавшись на 156-м месте. В выводах организации сказано, что государство усилило контроль над интернетом, сайтами новостей, соцсетями и мессенджерами. Уголовные дела за публикации в СМИ и посты в соцсетях ухудшает позицию Казахстана в международных рейтингах.