Вспомнился пост годичной давности об эффективности расходования средств в системе ТиПО (колледжи). Вывод был простой: прежде чем выделять новое финансирование, нужно ревизию действующего провести.

Вспоминается и разговор с обучающимся в центре краткосрочной подготовки ТОО "Сварка" в Атырау (это не колледж). Парень лет двадцати пяти, выпускник одного из атырауских колледжей, не смог со своим дипломом колледжа на работу устроиться. Почему не смог? Ответ был прост:

за три года учебы ребята делали сварку только два раза.

Никто с такими навыками на работу не взял. Спустя год взял микрокредит в 250 тысяч тенге и обучился в ТОО "Сварка", где всё время учёбы было посвящено практическим навыкам сварки. На работу взяли сразу, за год вернул деньги в микрокредитную организацию, накопил на следующий курс по полуавтомату, аргону – чётко понимает, что это даст ему прибавку к зарплате. На обучение пришёл не один, привёл братишку на первый курс.

Ребята пришли к выводу – нужны навыки, а не диплом.

В этих двух историях отражены все основные проблемы колледжей. Деньги есть, но размазываем их на три года, учим всему и ничему! Результат плачевный: государственные деньги потрачены, диплом есть, но навыков нет – значит, и работу найти не могут. Вопрос: зачем и чему три года учили?

Не спорю, Министерство образования и науки старается обновить систему ТиПО, но обновления косметические. Сейчас нужны кардинальные обновления. Этого требует и экономика (работодателям нужны кадры), и сами граждане (нужна работа). Привычные шаблоны не работают, они за 30 лет свою эффективность не показали.


Читайте также: