Сколько на самом деле мы платим налогов?
На минувшей неделе казахстанцев обескуражили новостью о том, что с 2017 года вводится налог на продажу недвижимости, находящейся на праве частной собственности менее 5 лет. Фактически изменения сулили уплату денег в казну при перепродаже недвижимости с разницы, образовавшейся между ценой покупки и продажи. Новость была опровергнута Комитетом государственных доходов. Фактически всё осталось как было: платить будут лишь те, кто владеет квартирой менее одного года. Повышение налогов оказалось слухом, но осадок, как говорится, остался.
И уже не о недвижимости все говорили, а о том, что наша система налогообложения не такая уж и гуманная, налоги в нашей стране не воспринимаются как оплата населением благ и услуг государства, предоставляемых нам взамен. Одним словом, налог – это дань.
Но ведь ставка подоходного налога в нашей стране чрезвычайно мала – относительно тех же европейских государств. И среди стран ЕАЭС Казахстан отличает наиболее благоприятная налоговая система. В связи с этим подобные разговоры просто беспочвенны.
Впрочем, известно, что "дьявол кроется в деталях", и, надо сказать, наша система налогообложения не лишена своих "приятных" деталей.
Подоходный налог в Казахстане составляет 10% от нашего дохода. Именно эту цифру можно встретить в различных международных обзорах. В 2015 году ставка подоходного налога в различных странах находилась на уровне: Германия 45%, Испания 47%, Франция 45%, Бельгия 50%, США 39,6%, Израиль 50%, Япония 50,84% и т.д. Получается, что в развитых странах среднестатистический гражданин платит в 4, а то и в 5 раз больше, чем мы. Конечно, это не так.
Дело в том, что ставка подоходного налога в этих странах является фиксированной, то есть содержит в себе все платежи, которые высчитываются с дохода работника.
В Казахстане же ситуация кардинально иная.
Для того чтобы понять, сколько на самом деле денег уходит в бюджет Казахстана, нужно просто посмотреть на заработную плату, часто называемую gross.
В заработной плате к начислению сидит несколько обязательных платежей: ИПН (индивидуальный подоходный налог) – 10%, ОПВ (обязательные пенсионные отчисления) – 10%, СО (социальные отчисления) – 5%, СН (социальный налог) – 11%. Сложить ставки всех этих платежей было бы неправильным, так как рассчитываются они по-разному.
Пенсионные отчисления, пожалуй, также стоит отнести к платежам в адрес государства, так как именно за счёт этих денег и раньше, и сейчас в основном финансируется дефицит бюджета. Плюс для тех, кто является предпринимателем, эти же деньги будут даны в кредит под проценты. Так что будущая пенсия многих зависит от того, насколько исправно будут выплачиваться проценты по кредитам, выданным в рамках направления средств ЕНПФ на поддержку экономики страны.
Однако вернёмся к реальному подоходному налогу в Казахстане.
Расчёты показывают, что между выплаченными (начисленными) нам работодателем деньгами и теми, что мы получаем на руки, разница составляет практически треть, то есть 33-34%.
Разумеется, мы как работники не платим все эти деньги, часть из них выплачивает работодатель. Но эти деньги исчисляются на основе нашего дохода, и столько мы стоим для нашего работодателя. А значит, таков реальный размер подоходного налога.
В скором времени размер реального подоходного налога станет ещё больше – как минимум на 5%. С 2018 года вводится так называемая условно-накопительная часть пенсионной системы, согласно которой каждый работодатель будет перечислять дополнительно 5% на условные счета своих работников.
Ещё в ближайшее время будет введено обязательное медицинское страхование, которое также увеличит размер реального подоходного налога.
Фактически в ближайшем будущем реальный размер подоходного налога в Казахстане составит порядка 40%.
Это сопоставимо с тем, чтобы заработать 1 миллион и отдать 400 тысяч в бюджет. Сегодня, впрочем, как бы это печально ни звучало, но каждый третий заработанный нами тенге перечисляется в казну.
Однако стоит посмотреть на ситуацию в странах, которые традиционно в Казахстане относят к государствам с "драконовскими" налогами. Более того, зачастую, аргументируя повышение тех или иных налогов, сопоставляют именно с такими налоговыми системами: дескать, вон у них как много платят и как у нас мало.
Германия – это прекрасный пример для сравнения, так как государство является социальным, и в случае потери работы вас никогда не оставят голодать. Наоборот, широко известное немецкое социальное пособие для многих гораздо выгоднее заработной платы. Плюс в Германии одна из самых развитых систем здравоохранения, и она доступна каждому немцу абсолютно бесплатно. А ещё фактически бесплатное высшее образование, и при этом до 27 лет каждый обучающийся гражданин Германии получает Kinder Geld, что-то вроде выплаты-поддержки от государства. Просто какой-то социальный рай.
Этот рай в среднем обходится в 40 с небольшим процентов от дохода, но всё зависит от места проживания, количества детей и размера дохода, так как в Германии шкала налогов прогрессивная: чем больше зарабатываешь – тем больше отдаёшь в казну.
Возьмём для примера одинокого бездетного мужчину с заработной платой в размере 28 тысяч евро в год. Согласно немецкому законодательству, он будет платить налог по максимальной ставке, которая составит порядка 43% (может отличаться в зависимости от места проживания). Если у нашего работника появится ребёнок, то платить придётся меньше. А если будет жена, и даже если она не будет работать, налог будет ещё меньше.
Первым делом с нашего работника удержат подоходный налог, который составит порядка 7200 евро. Затем удержат медицинскую страховку (8,2%), пенсионные взносы (9,45%), страховку от безработицы (1,5%), страховку от беспомощности (1,025%) и солидарные взносы в пользу земель бывшей ГДР (максимум 5,5%). Также возможно удержание церковного налога, но его мы считать не будем, так как государство позволяет его не платить.
Итого получается, что при зарплате 28 000 евро в год все выплаты составят 12 200 евро или 43%. Это максимум, налог может быть и меньше. Государство уменьшает налог, если наш работник возьмёт ипотеку под традиционные 2-3% годовых, так как плата по ней вычитается из налогооблагаемого дохода, уменьшая его.
Получается, что разница между фиксированными платежами в бюджет в Казахстане и максимальными в Германии составляет 9-10% в нашу пользу. Через пару лет мы будем отставать от этого европейского государства в лучшем случае процента на три.
Выходит, что цена всех этих социальных немецких благ, идеальных дорог, защищённой жизни, благополучной пенсии, на которую немцы вдоволь путешествуют по миру, – всего несколько процентов? Математически – да, но в реальности – нет.
Вопрос тут даже не в реальном размере налога, а в том, что государство, получая от граждан плату в виде обязательных платежей в бюджет, предоставляет взамен. И если в размере реального подоходного налога мы недалеко ушли друг от друга, то в социальных услугах, которые мы получаем взамен от государства, между нами – пропасть.