В связи с очередным обострением слухов о возможной девальвации тенге хотел бы ещё раз обратить внимание читателей, что динамика курса тенге является совершенно предсказуемой, равно как и само появление слухов. В статье от 29 января 2018 года, посвящённой моим оценкам поведения тенге в 2018 году, я писал:

"Этим объясняются хронические весенне-летние сезонные девальвационные обострения. Происходит сезонное фундаментальное изменение соотношения спроса и предложения, что приводит к спекуляциям типа "население и бизнес разворачиваются в валюту, грядёт девальвация". Пик этих обострений из года в год приходится на август-сентябрь, после чего приходит успокоение.

С практической точки зрения, предполагаю, что в феврале-апреле курс будет находиться в районе 310-330, а во второй половине года уйдёт к 330-350 (при прочих равных условиях), при этом курс на конец года примерно сравняется с курсом на начало (330-340). Значит, спекуляции в виде покупки долларов в феврале-апреле и продажи валюты в августе-октябре могут приносить до 20% годовых, при том что в целом за год изменения курса не превысят 10%. Спекуляции будут возможными, пока эта идея не стала очевидной для всех, и пока общество ведётся на летние девальвационные обострения".

Видимо, мы вошли в эту очередную, прогнозируемую фазу весенне-летнего обострения. При том что спрос на наличную валюту вполне находится в прогнозируемых объёмах и даже меньше нижней теоретической оценки.

Теоретическая прогнозная модель впервые была изложена почти год назад, в марте она была доработана с учётом сезонности. Ниже представлены обновлённые данные: добавлены фактические объёмы покупки наличной валюты за февраль-апрель.


Прогнозируемый и фактический спрос на валюту в млрд тенге в 2017-2018 годах

Очевидно, что динамика вполне соответствует прогнозам, в июне, скорее всего, будет рост покупки валюты, однако рост даже до 250 млрд тенге – практически на 70% от текущих уровней – вовсе не будет означать какой-то паники или изменения предпочтений, это нормальный прогнозируемый сезонный рост.

Замечу, что январский прогноз о переходе курса выше 330 в июне был сделан "при прочих равных условиях", то есть при цене нефти около 68-70 долларов за баррель. С тех пор цена нефти выросла до 75 долларов, то есть на 8-10%, что порождало ожидания укрепления курса.


График изменения цены на нефть за первые 6 месяцев 2018 года

Однако на курс тенге к доллару в немалой степени влияет и курс российского рубля к доллару. Свободное передвижение товаров и людей в рамках ЕАЭС сильно укрепляет торговые связи и перетоки валюты: впервые в истории два месяца подряд (март и апрель) казахстанцы покупали наличных рублей больше, чем долларов.


Объёмы покупки валют в Казахстане в 2017-2018 годах

Доля рублей в покупках наличной валюты уже превысила долю долларов, и очевидно, что влияние курса рубля на курс тенге по крайней мере сопоставимо с влиянием цены нефти.

За январь-май курс рубля ослаб на 10% – с 56 до 62 рублей за доллар.


Курс российского рубля к доллару за первое полугодие 2018 года

Таким образом, два противоположных фактора – рост цены на нефть на 10% и ослабление рубля на 10% – взаимно компенсировались, оставив прогноз и поведение в силе.

Краткие выводы:

  1. С точки зрения фундаментальных факторов, экономически курс тенге к доллару находится в равновесии, и никаких причин для беспокойства нет.
  2. Текущее психологическое обострение является, к сожалению, сезонной постоянной весенне-летней лёгкой "панической атакой", которой пользуются искатели дешёвой популярности и сиюминутного авторитета. В силу фундаментальности и объективности равновесия курса исключительно психологического потенциала для его сдвига совершенно недостаточно.
  3. Это значит, что попытки спекулировать на нём (особенно при текущих уровнях в 336 тенге за доллар) являются весьма рискованными. Как я писал в январе, наибольшая вероятность успеха была бы у спекуляции на промежутке февраль-март (320) до периода сентябрь-октябрь.