Салтанат Ташимова о реконструкции старого центра Алматы: Акимат лоббирует проект Туреханова
Уже месяц не утихают споры вокруг обсуждения проекта по преобразованию старого центра Алматы, разработанного дизайнером, архитектором Нурланом Турехановым. Речь идёт о благоустройстве скверов в районе улицы Байсеитовой и Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая (ГАТОБ).
Перед презентацией разработчики провели анкетирование, а позже запустили голосование на сайте polis.qlab.city/baiseitovoi, чтобы горожане могли оставить свои комментарии, идеи и пожелания.
Далеко не все поддержали предложенные архитектурные решения, поэтому корреспондент Informburo.kz провёл интервью с Нурланом Турехановым, в котором он подробно рассказал о проекте и ответил на основные претензии алматинцев.
Но судя по реакции в социальных сетях, его разъяснения не удовлетворили горожан. С предложением высказаться от лица общественности выступила Салтанат Ташимова – экологический активист, художник. Informburo.kz предоставил площадку.
Если муж любит свою жену, то должен выслушать её мнение
– Салтанат, когда мы договаривались об интервью, вы сказали, что не только не согласны с проектом Туреханова, но и возмущены некоторыми его высказываниями. О чём конкретно идёт речь?
– Вы, как, наверное, многие алматинцы, прочитали мой пост в Facebook, в котором я по аналогии с текстом Нурлана Туреханова, где он пишет, что "муж" – это акимат, "жена" – народ, а "дизайнер полки" – автор проекта, провела анализ и сделала вывод, что он рассуждает совершенно неверно. И, видимо, просто не знает законов. Не знает прав жителей города. Не знает, что они имеют право на общественное обсуждение, слушания.
В его интерпретации муж, а под этим словом он подразумевает горакимат, не должен слушать свою жену, то есть народ. И то, что предлагает дизайнер, он как бы обязан предоставлять своей жене. Хочет она этого или нет.
Я написала, что если муж любит свою жену, если с уважением к ней относится, то должен выслушать её мнение. То есть акимат должен спрашивать именно у народа, у жителей города, что им нужно для комфортной жизни, создания нормальной окружающей среды и экологии.
Он демонстрирует такое наплевательское отношение к жителям города. Это, конечно, возмутило горожан. Люди также разгневаны отношением Туреханова к историческому центру города, в котором прослеживается неуважение к советским архитекторам, к нашему прошлому.
Горожане имеют право сохранить исторический облик этого сквера. А футуристический проект Туреханова идёт в разрез с видением жителей исторического центра.
– Но ведь он просто предлагает своё видение проекта. К тому же, насколько я понял, выбор представленных на конкурс проектов был невелик.
– Я сейчас не хочу подробно разбирать его творческие идеи, потому что считаю, что художник имеет право предлагать что-то своё, пусть даже что-то сумасшедшее. И в данном случае футуризм, который он предлагает, многими жителями города воспринимается именно так.
Мы предлагаем: пожалуйста, сколько у нас других районов, где требуется реконструкция, где жители с удовольствием приняли бы это и рады были бы осуществлению таких футуристических проектов. Но исторический центр необходимо сохранить, потому что в каждой стране исторический центр сохраняется очень бережно и с любовью.
Мы хотим сохранить нашу алматинскую историю. И на любое вмешательство в неё необходимо согласие жителей, потому что акимат является лишь посредником, а конечным заказчиком – горожане. Все проекты реализуются за счёт бюджетных средств, то есть из нашего кармана, поэтому мы имеем право знать, куда расходуются деньги.
Что же касается других проектов, то я внимательно просмотрела посты Асель Татишевой (предпринимательница, жительница Алматы. – Авт.) в социальных сетях Facebook и Instagram. Также беседовала с ней лично. Она описала всю историю этого проекта, как всё начиналось.
Асель проделала огромную работу. Сама всё измеряла, исследовала, обсуждала с другим архитекторами. Они разговаривали с представителями разных слоёв населения: с пенсионерами, молодёжью. Обсуждали, как они видят эту улицу и какие есть предложения.
Читайте также: Реконструкция скверов по улице Байсеитовой: как планируют изменить старый центр Алматы
Они обследовали состояние зелёного фонда и предложили увеличить количество насаждений. Асель выяснила, что плодородный слой очень обеднённый и необходимо его менять, завозить чернозём. Что различные реагенты, попадающие в почву после дождей и таяния снега, – основной фактор, из-за которого кустарники, деревья болеют и погибают.
Чтобы на почву не стекала вся эта грязь, она предлагала углубить тротуар. У нас ведь асфальт слой на слой накладывается и получается, что тротуар выше, чем газоны и сама площадь сквера. А нужно, наоборот, сделать тротуар ниже и выложить его специальной "дышащей" плиткой, чтобы вода не текла потоком, а просачивалась сквозь неё в землю. Тогда эти сточные воды и реагенты не будут загрязнять чернозём.
Также она предлагала поменять лавочки, сделав их более уютными. Создать более грамотную и комфортную систему освещения. Архитекторы рабочей группы Чингиз Батырбеков, Адиль Ажиев предложили использовать принцип малых площадей. Сделать так, чтобы пешеходные дорожки шли не по прямой линии, а образовывали небольшие площадки, где бы люди могли общаться между собой.
В общем, она провела очень много исследований, приглашала различных архитекторов, и они вместе делали расчёты. На эту работу Асель потратила огромное количество своих денег – около восьми миллионов тенге. Она выиграла тендер на создание проекта концепции реконструкции улицы Байсеитовой. Но в январе 2020 года результаты конкурса почему-то аннулировали.
Мы видим, что лоббируется именно проект Туреханова
– Но если конкурс был отменён, то как получилось, что был принят проект Нурлана Туреханова?
– Итальянский архитектор Рикардо Марини (долгое время руководил консалтинговой компанией Gehl Architects, основанной известным датским архитектором Яном Гейлом. – Авт.), пригласил Нурлана Туреханова, чтобы он внёс свои предложения по инсталляциям. Но каким-то образом вдруг получилось, что ему предложили сделать весь этот проект. Хотя до него была уже проделана огромная работа.
Туреханов просто предоставил красивые картинки, слайды, где не было никаких цифр, научных обоснований, расчётов, ПСД (проектно-сметной документации). То есть не была проведена никакая работа, наподобие той, что проделала Асель Татишева вместе с другими архитекторами. Асель настаивает, что даже этого очень мало, что необходимо обсуждать с горожанами проблемы, идеи и концепцию. Также необходимо провести исследования.
– В общем, получается, что Асель Татишева выдвинула свой проект по реконструкции улицы Байсеитовой в декабре 2019 года, но результаты конкурса отменили, а потом почему-то отдали этот проект Нурлану Туреханову?
– Асель сфокусировалась только на участке фонтана "Неделька" и сквера около ГАТОБ. Нурлан делал предложения по всем другим участкам по улице Байсеитовой. Асель считает, что на этих участках ещё предстоит много работы, раз планируют вложить крупные инвестиции, понять экономическую целесообразность.
– В какую сумму обойдётся бюджету города проект Асель Татишевой?
– Точную сумму я назвать не могу, рабочая группа работала с установкой вносить изменения с минимальным бюджетом. Но этот проект однозначно обойдётся намного дешевле, чем проект Туреханова.
Мы созрели для того, чтобы жители знали, на что тратятся их средства
– То есть вы считаете, что власти города специально продвигают более дорогостоящий проект?
– Конечно, это очевидно. Мы видели это по всем реконструкциям улиц и парков. Я участвовала в защите парков Южный, Дружбы, 28 гвардейцев-панфиловцев, улиц Габдуллина, Жамбыла, чтобы там не была осуществлена варварская реконструкция, затрагивающая очень много объектов. Мы сэкономили огромные средства благодаря активности моей и жителей города.
Читайте также: Реконструкция Парка имени 28 панфиловцев в Алматы: на что потратят 670 млн тенге
Когда мы проводили реконструкцию парка Южный, то каждый вопрос обсуждался с разными группами населения, а потом получилось совместить все эти мнения и пожелания в одном проекте. Всё было учтено до мелочей:
- в какой части парка должно быть отведено место для мамочек с колясками;
- где должно быть безопасное место для детей, чтобы они случайно не попали на площадку, где выгуливают собак;
- где должна быть тихая зона, в которой люди могут отдохнуть от городского шума и смога.
Сейчас этот парк пользуется огромной популярностью. Туда едут сотни людей. Это, конечно, немного напрягает местных жителей, но также говорит о том, что мы добились успеха.
Здесь нам тоже нужен парк, который будет удобен для всех жителей. И амбиции одного архитектора идут вразрез с самой целью, понятием "исторический центр города". Парк должен обустраиваться не для того, чтобы мнящий себя гением архитектор осуществлял свои амбициозные проекты.
Это всё нужно обсуждать на общественных слушаниях, потому что это исторический центр города. И именно его жители должны сказать своё веское слово.
– Но сейчас и так активное обсуждение проекта Туреханова на платформе polis.qlab.city/baiseitovoi. Разве этого недостаточно?
– Я не считаю, что это полноценное обсуждение, потому что на самом деле здесь просто обсуждается красивая картинка. Всё это нужно обсуждать гораздо шире, подробнее, взвешенно. В первую очередь необходимо провести общественные слушания с большим количеством людей, с протоколированием решений, постановкой задач, рассмотрением проектов, с пониманием всех деталей.
Должно быть обеспечено прозрачное проведение тендера, понимание экономической целесообразности вложений и привлечение исследований при крупных вложениях. Ведь мы видим, что идёт продавливание акиматом этого бюджета, огромных средств, когда из каждого объекта хотят выбить побольше денег, сделать его подороже.
Также мы хотим, чтобы была обеспечена прозрачность бюджетов всех проектов и городских подразделений, чтобы проводилось обсуждение бюджета, чтобы открытые бюджеты были на сайтах акимата. Это очень важно. Мне кажется, мы уже подошли к той точке, когда невозможно игнорировать чаяния жителей города. Мы созрели для того, чтобы жители знали, на что тратятся средства.
Кроме того, должны быть предоставлены гарантии всех проведённых строительных работ, потому что мы видим, что субподрядчик может выполнить работу непрофессионально, а потом просто исчезнуть. И никаких гарантий никто не даёт.
Прежде чем вносить предложения по реконструкции, должны быть проведены комиссии по каждому объекту. Нужно обеспечить отчётность всех подразделений акимата о проделанной работе в течение года. И самое главное – это предоставление полноценных и подробных проектов, чего мы сейчас не видим в проекте Туреханова.
Читайте также: Нурлан Туреханов: Почему-то все вдруг решили, что хорошо разбираются в дизайне и архитектуре
Мы, жители города, активисты, как хозяева города, из карманов которых и составляется городской бюджет, хотим знать про бюджет проекта. И этот проект должен быть вывешен на сайте акимата за 22 дня до проведения общественных слушаний согласно Орхусской конвенции, которую Казахстан подписал ещё в 1998 году.
Сейчас происходит лоббирование проекта Туреханова, представлен только его проект. Где проекты других архитекторов? Должно быть представлено несколько проектов, и жители должны посмотреть, обсудить и выбрать тот, который им больше всего по вкусу.
– Но вы сами сказали, что пока существуют только два проекта – Туреханова и Татишевой...
– Пока да, потому что когда этот конкурс объявляли, то дали на разработку проекта, на подготовку чертежей всего месяц. Это же вообще немыслимо. Как можно за месяц создать проект? Вам любой архитектор скажет, что это невозможно.
Только благодаря тому, что Асель Татишева жила в этом районе уже больше 10 лет и отлично знает там каждый уголок, она взялась за реализацию этого проекта. Но её проект усиленно вуалируется и замалчивается. Сейчас она инициирует общественные слушания, где будет презентован только её проект.
– Как быть в случае, если алматинцев не устроит ни проект Нурлана Туреханова, ни Асель Татишевой? Просто оставить всё как есть?
– Если горожан не устроят предлагаемые проекты, тогда нужно объявить новый конкурс и отложить реконструкцию до лучших времён, когда будут представлены проекты, которые всех удовлетворят. Но при этом нужно коренным образом менять отношение власти к жителям, чтобы она начала к ним прислушиваться, стала учитывать их мнение. Я думаю, если будет представлен достойный проект, жители выберут именно его.