Нуртас Адамбай: "Когда я заступился за полицейского, он написал мне "Рахмет, брат!"
Loading...
Режиссёр и автор нашумевшей комедии "Келинка Сабина" и криминальной драмы "Тараз" Нуртас Адамбай – персонаж неоднозначный. Бывший шоумен собирается покорить Голливуд и снять в своём очередном фильме таких актёров как Киану Ривз. Однако то и дело Нуртаса преследуют скандалы, на которые он привык реагировать в соцсетях. Неравнодушен он и к происходящему в стране. В интервью informburo.kz Адамбай рассказал, почему он встал на защиту Баян Есентаевой и зачем бросает актёрское ремесло.
– Нуртас, не секрет, что комедии в Казахстане – очень выгодный жанр для киношников. Они отбиваются по кассе практически в 100% случаев. Вы же решили вложить в драму "Тараз" 400 тысяч долларов. Не опасались разориться?
– Ответ здесь очень простой: было интересно поснимать другое кино. Раз уж, к нашему счастью, у нас получилось снять три хороших комедии, которые понравились народу, то здесь хотелось уже попробовать что-то новое. Это что-то серьёзное, абсолютно другой жанр. Это всё равно, что всю жизнь ездил в Турцию, и тебе всегда там нравилось, а здесь решил съездить в Европу куда-нибудь. Ну и, с другой стороны, когда я только начинал снимать кино, я понимал, что не буду всё время снимать только комедии. Мы не хотим зацикливаться на одном жанре, в кино классно же когда оно разное. Главное, чтобы оно было интересное.
– Как на вас влияет критика? Отзывы по фильму "Тараз" неоднозначные…
– Как раньше относился, так и сейчас – у меня отношение к критике не изменилось. Есть критика, когда люди пишут: "Вот здесь можно было так сделать, а вот здесь вот так". Я прислушиваюсь к некоторым моментам, потому что понимаю: это мой зритель пишет, и ему некоторые вещи виднее, в кресле зрителя. За такую критику я благодарен. Но есть не самые умные комментарии. Какой человек – такая и критика. Я был приятно удивлён, когда один известный киновед, который до этого писал: "Келинка Сабина" – вообще не кино!", принял другую позицию. Фильм "Тараз" ему очень понравился, о чём он открыто написал, я это ценю. Читая комментарии к рецензиям, другим фильмам, я понимаю, что человека трудно чем-то удивить, трудно вызвать какие-то положительные рецензии, но здесь многие пишут, что это отличное кино и так далее. Я рад, что умным людям понравился фильм.
– "Тараз" в прокате уже пять дней, есть какие-то цифры по прокату?
– 85,5 миллионов тенге мы собрали за первый уикэнд. Конечно меньше, чем "Келинка Сабина", – это из-за того, что кинотеатры дают драмам меньше сеансов, чем комедиям. У нас так получилось, что в день на сто сеансов меньше дали, чем "Келинке". И естественно, это отражается на цифрах, но если пропорционально считать, то спрос не меньше, чем на "Сабину". Это тоже радует, что нам удалось в таком сложном жанре привести людей в кинотеатр.
– В прошлый раз у вас были сложности с представителями кинотеатров по поводу проката. В этот раз всё обошлось? Быть может, влиятельные друзья помогли?
– Меня обрадовало, что фильм "Тараз" помог открыть двери в кабинеты больших людей. Я не хочу говорить фамилии, эти люди – бизнесмены. Они самодостаточны и готовы поддержать наш кинематограф, конкретно нашу студию. Посмотрев фильм "Тараз", генеральный директор "Сити-кинопарка" сказал, что это кино должно увидеть много людей, за что ему отдельная благодарность. По рекламе нас тоже хорошо поддержали, трейлеры начали ставить перед каждым фильмом, афиши.
– Некоторые кинокритики отмечают сходство "Тараза" с "Бумером" и тем же "Рэкетиром". Что вы думаете по этому поводу?
– Опять же это обывательское мнение: можно назвать много фильмов, где люди убегают на какой-то машине от кого-то, и эти люди – друзья между собой. На этом и заканчивается схожесть фильма "Тараз" с фильмом "Бумер". Если внимательно посмотреть, то фильмы разные и сюжет разный. Если в "Бумере" это какие-то криминальные люди натворили дел, кого-то застрелили, то здесь мы показываем обычных ребят, которые на ровном месте попали в эту ситуацию. Когда ты смотришь "Бумер", то ты не можешь сказать, что мог бы оказаться на их месте, если ты не бандит. В картине "Тараз" же любой, кто ходит в ночной клуб, мог оказаться на месте ребят. К сожалению, всё, что показано в фильме, – наша суровая действительность. Допустим, вышел в четверг фильм, и в пятницу в лентах появляется новость, что в Шымкенте в ночном клубе застрелили молодого парня. Мы живём в этом. Я не показываю какие-то сказки или небылицы.
– Использовали ли вы какие-то прототипы, когда писали сценарий к фильму "Тараз"? Можно ли где-то сказать, что он основан на реальных событиях?
– На реальных событиях фильм не основан, мой герой в картине – это всё-таки не Нуртас в обычной жизни. Но во время съёмок я стал понимать, что реальность где-то отображается. У меня в Таразе было два друга, один из этих друзей чуть ли не отсидел за бандитские вещи в своё время, а другой тоже занимался разными делами. Я среди них был тем, кто по-казахски плохо говорит, то есть здесь отложился свой какой-то отпечаток.
– Вы обвинили сайт kino.kz в дезинформации, якобы модератор пропускал на сайт исключительно негативные комментарии по фильму "Тараз". Удалось уладить конфликт?
– Меня изначально возмутил тот факт, что человек со своим субъективным мнением пытался повлиять на формирование имиджа нашего фильма. На сайт пропускались только негативные комментарии. Я узнал об этом, когда несколько знакомых написали мне в соцсетях: "А почему на kino.kz наши комментарии не проходят?" Я зашёл туда и написал хороший отзыв, параллельно снимая всё на видео. Проходит часа три, появляются другие комментарии, а моего нет. То есть существует доказательство того, что это кто-то специально делает.
– Вы как-то вышли на модераторов, владельцев сайта?
– Я опубликовал пост и на меня сразу же вышел управляющий директор банка, которому принадлежит этот сайт. Он объяснил, что мой комментарий был слишком коротким, и поэтому мог не попасть на сайт. Мне понравилось то, что сразу топ-менеджмент отреагировал, в итоге всё уладили. Оказалось, что мои друзья ранее пригласили этого человека на премьеру фильма, и ему очень понравилось. Конечно, он не был согласен с действиями своих сотрудников. Получилось недоразумение.
– Вы делились планами, что мечтаете покорить Голливуд. Какой фильм готовите для Америки?
– Я считаю, что в этой жизни всё реально. Фильм, с которым я это сделаю, ещё не придуман. Но знаю одно: должна быть стратегия, к такой цели нужно идти поэтапно, необходим хороший капитал. Во-первых, чтобы привлечь известных актёров. Они в свою очередь нужны, чтобы привлечь внимание зрителя. Для этого нужно ряд других фильмов снять, и не в этой стране, потому как у нас очень трудно зарабатывать на кино. Мы платим налоги, как будто у нас кинематограф развит, чтобы с нас налоги брать. Если говорить об актёрах, которых хотел бы позвать к себе на роль, то это, возможно, Киану Ривз. К тому моменту он постареет и не будет брать баснословные гонорары.
– Комедии и драмы позади. Чем ещё готовы удивлять зрителя?
– Мы уже написали сценарий для нового фильма. Немного затянули, потому что он оказался сложнее прежних работ. Могу сказать, что фильм будет специфическим. Это будет психологическая, где-то социальная драма, очень серьёзное кино. С одной стороны мы понимаем, что нам выгодно сейчас снять "Келинку Сабину 3", потом "Енешку Сабину", но не хочется зацикливаться на этом. У нас сейчас интерес к серьёзному кино. Съёмки драмы планируем в декабре этого года, все сцены будут сниматься в Алматы. Уже даже есть на примере актёры, но мы хотим провести ещё один кастинг, чтобы убедиться, что сделали правильный выбор.
– Во всех своих фильмах у вас есть роль первого или второго плана. Этот раз не станет исключением?
– В следующей картине я буду просто режиссёром, продюсером и автором сценария. От какой-либо роли в этот раз я отказался, потому что фильм такой. Туда нужен другой актёр, другой типаж.
– Недавно в Facebook вы заступились за Баян Есентаеву. Неужели пользователи социальных сетей не имеют права высказывать своё личное мнение по поводу нашумевшей истории?
– Изначально никак не комментировал эту историю, я сторонник того, что это сугубо личное дело. Однако на этот раз в ситуацию был вовлечён и я. Вышла новость, что она сходила на "Тараз", и теперь хочет вернуться в кино. Естественно, это привлекло моё внимание, и когда я прочитал несколько комментариев от людей, мне стало стыдно за наших сограждан. Я подумал: ладно женщины, им нравится кого-то обсуждать, но когда взрослые мужчины обсуждают чью-то жизнь, то это так низко. Мне захотелось написать людям, чтобы они одумались. Это всё-таки живой человек, зачем портить свою карму негативом, тебе обязательно вернётся. Баян разве для нашей страны что-то плохое сделала? Она трудолюбивый человек, давно знаю, давно уважаю её.
– О насущном. На встрече с другими казахстанскими режиссёрами вы попросили государство освободить киношников от налогов.
– Конечно! Надо поддерживать эту сферу. Неужели казахстанские фильмы приносят неимоверный доход? Мы же не нефтяники, я не знаю, кому из продюсеров это приносит огромный доход. Нашей студии это тоже не просто достаётся, на многих вещах приходится экономить. К сожалению, у нас нет бюджета в 10 миллионов долларов, чтобы мы могли и там и здесь снимать. Мы пользуемся своими деньгами, ни одной копейки за всю историю из бюджета не взяли, и никто нас не сможет в этом обвинить. Подсчитайте сами: 12% платим НДС, 10% отдаём дистрибьютору. Это кому-то кажется, что мы "Келинку Сабину" сняли и миллионерами стали, но на этот остаток мы не покупаем себе особняки. Этот остаток мы вкладываем в последующие проекты, чтобы наш зритель мог ходить на отечественное кино.
– Сейчас модно критиковать футбол, а у вас какое отношение к сборной Казахстана?
– Я люблю свою Родину и для меня имеет большое значение, каких высот и успехов достигают сборные, которые представляют нашу страну. И тут представьте, утром просыпаюсь и вижу счёт 5:0. Мне стало настолько обидно: ну сколько можно? Пять или шесть лет назад я прочитал статью про то, как казахстанский футбол отмечает своё столетие. Зачем вы об этом говорите? Скажите честно, что позавчера купили мяч и только начали играть, отсюда такая игра. Зачем вы кричите, что мы уже сто лет этим занимаемся, и проигрываете со счётом 5:0? Кто-то там начал меня критиковать: "Ой, Москва не сразу строилась". Да сколько можно-то?! Мы 25 лет уже как независимая страна, и 5:0 – это результат чего?
– Вы даже предлагали отдать деньги футболистов в детские дома и на благотворительность.
– Я вижу многочисленные просьбы и посты о том, что нужно помочь детям с лечением. Так давайте лучше отдадим деньги детям: кто в этом мире обидится, если Казахстан скажет, что не играет в футбол? Американцы не играют в футбол, и что? Они от этого что-то потеряли? Я понимаю, если бы мы были Германией, где многолетняя история футбола, несколько раз чемпионами были, а мы уже несколько лет возле этой двери стоим и зайти не можем, нас не пускают и отпинывают.
– Сейчас бурно обсуждаются действия нашего действующего министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы. Минкульт один за другим сотрясают скандалы, судебные тяжбы. Ваше личное отношение к этому.
– Отрадно, что мы не связаны с государственным бюджетом. Ранее мы просили поддержки государства, но не достучались. После этого решили идти своим путём, а в данной ситуации с минкультом есть суд, который обязан и призван во всём разобраться: кто прав, кто виноват. Мне, как и многим, было непонятно, почему на одни фильмы выделяют три миллиона долларов, а другим – ничего. Дайте нам три миллиона долларов, мы вам 15 фильмов снимем, которые народ захочет смотреть. Я не лезу туда, кто там прав и виноват, я этих вопросов не касаюсь, но в то же время считаю, что нужно поддерживать тех, у кого сегодня что-то получается. Я до сих пор одной вещи не понимаю, почему нам никто не сказал: "Эй, ребят, у нас есть бюджет, у вас есть ваши идеи, давайте объединим их и сделаем хороший фильм".
– А вы обращались с этим вопросом напрямую к Арыстанбеку Мухамедиулы? Может, нужно попросить аудиенции, ведь есть вероятность, что до него попросту не доходят ваши просьбы?
– Мне кажется, что это настолько сложно в нашей стране, это как слон, который ногу подвернул. Он вроде и огромный, и сильный, но ходить не может. Я понимаю, что если я сейчас приду с идеей, то это всё будет долго рассматриваться, конкурсы объявят, ещё докажи потом, что ты умеешь снимать. Это же всё влияет на творческий процесс, надо снимать, когда глаза горят.
– Мы с вами затронули не только творческие, но и социальные темы. В последнее время всё чаще стал обсуждаться образ полицейского в нашей стране. Все помнят правоохранителя, который справлял нужду в общественном месте, даже не выйдя из автомобиля. Ваше мнение по этому поводу?
– Когда случилась ситуация с полицейским, которого облили мочой, то я вступился за него. Я очень рад, что так поступил, это правильно. Он представитель власти, у него шеврон с нашим гербом, и обливая его мочой, ты обливаешь мочой всю нашу власть, наши государственные символы. Это МВД должно было заступиться за своего сотрудника, а не ждать, когда поднимется общественный резонанс, когда признают, что судья ошиблась! После скандала этот полицейский написал мне в Facebook: "Рахмет, брат".
А что касается писающего полицейского: к сожалению, это отображает то, что у нас происходит. Это говорит о том, что он ничего не боялся и ему было всё равно. Опять же, человек представляет власть, он в форме, и вот так показывает своё отношение к людям. Откуда у нас будет уважение к ним? Мы живём в такой стране, где при виде полицейских население боится, что их остановят, что им что-то сделают. Я слышал разные истории, где беременную женщину избивали, за город вывезли, изнасиловали. Это что такое? Это же ужас! Нам нужно провести эффективные реформы в правоохранительных органах, мы что, глупее грузин, которые взяли и навели порядок в рядах своих полицейских. Просто надо избавляться от таких, которые порочат мундир, и поддержать тех, кто верой и правдой служит своему отечеству. Создать для них условия, чтобы зарплаты были нормальные, и им не приходилось брать пять тысяч тенге за нарушение. В целом я уверен, что если систему поэтапно исправлять, если изнутри знать проблему и браться за неё, то можно во всём Казахстане навести порядок.