Эндокринолог: Потребление сахара в Казахстане нужно ограничить
– Лаура Бахытжановна, есть два типа диабета. Чем они отличаются?
– По международной классификации Всемирной организации здравоохранения выделяют два основных типа диабета. Сахарный диабет первого типа – инсулинозависимый диабет, его ранее называли диабетом молодых, чаще бывает у детей, у подростков. Это аутоиммунное заболевание, при котором нарушается продукция инсулина в организме, развивается абсолютная инсулиновая недостаточность, и пациенту требуется ежедневное введение инсулина.
Однако 90-95% случаев диабета приходится на второй тип.
Он ассоциируется с инсулинорезистентностью, то есть это не абсолютная, а относительная недостаточность инсулина. Инсулин в организме вырабатывается, но либо клетки инсулинзависимых органов утрачивают к нему чувствительность, либо эта чувствительность к инсулину снижена, и в связи с этим в организме возникает такое состояние как относительная инсулиновая недостаточность и инсулинорезистентность.
Инсулинорезистентность – ключевой момент в развитии не только ожирения и диабета второго типа, но и ряда других заболеваний, в том числе артериальной гипертонии, атеросклероза, неалкогольной жировой болезни печени.
Читайте также: Аида Балаева вручила орден "Курмет" лидеру фонда диабетического просвещения Казахстана
Отдельно выделяют гестационный диабет или диабет беременных. Он развивается у женщин в период вынашивания плода (чаще во втором и третьем триместрах беременности) и обычно проходит после родов. Тем не менее и женщина, и ребёнок остаются в группе риска по развитию диабета.
– Получается, на диабет первого типа мы никак повлиять не можем, но риск диабета второго типа можно значительно снизить, если следить за питанием и физической активностью?
– Вы абсолютно правильно понимаете, в отношении диабета первого типа меры профилактики пока не разработаны.
Да, главным образом диабет второго типа развивается на фоне избыточной массы тела, неправильного питания и малой физической активности, это те самые факторы риска, на которые мы можем повлиять. Я хотела бы отметить, что до недавнего времени диабет этого типа наблюдался лишь среди взрослых, однако в настоящее время он всё чаще встречается у детей и подростков.
Если вообще говорить о факторах риска диабета второго типа, то на первое место выходит возраст – болеют чаще всего люди старше 45 лет. Другие факторы риска – это избыточная масса тела (особенно рискуют люди с ожирением) и низкая физическая активность. Кроме того, влияет наследственная предрасположенность к диабету второго типа. Если, допустим, есть родственники-диабетики первой, второй линии родства, то риск развития диабета повышается. К факторам риска также относятся сердечно-сосудистые заболевания, артериальная гипертония, нарушение обмена липидов, синдром поликистозных яичников и так далее. Помимо этого в группе риска, как я уже говорила, находятся женщины, у которых был диабет беременных.
– То есть мы можем защитить себя от диабета, правильно?
– Если не защитить полностью, то значительно снизить риски – да. Допустим, человек понимает, что у него есть такие факторы риска, как наследственность по диабету, наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, наследственность по ожирению, тогда он уделяет особое внимание правильному питанию и физической активности, контролирует вес и индекс массы тела. В результате риск заболеть у него вдвое снижается.
Читайте также: 7000 шагов к долголетию. Учёные смягчили дневную норму физической нагрузки
– Чем опасен диабет? Почему так важно его предотвратить? Есть ведь терапия, и тысячи людей нормально живут с этим диагнозом.
– Диабет второго типа грозен своими осложнениями. К сожалению, болезнь нередко диагностируется по прошествии нескольких лет после её возникновения, уже после появления осложнений. Причём осложнения развиваются на все сосуды – от капилляров до крупных сосудов. Увы, эти осложнения развиваются незаметно, зачастую ещё на стадии предиабета. И когда мы, врачи, ставим диагноз "сахарный диабет второго типа, впервые выявленный", мы у такого пациента уже диагностируем ряд сердечно-сосудистых осложнений.
У пациентов с диабетом в 2-4 раза больше риск инфаркта, инсульта. Также диабет даёт осложнения на сосуды глаз, в результате пациент может потерять зрение. Кроме того, может развиться синдром диабетической стопы, вплоть до гангрены. Негативное влияние болезнь оказывает и на почки.
– И коронавирус тяжело переносят люди с диабетом?
– Да, как показала практика этих полутора лет, лица с диабетом – в группе риска. Высокие риски также у людей с ожирением, с артериальной гипертензией.
– Что можно сделать на государственном уровне, чтобы снизить число людей, болеющих диабетом?
– Профилактика диабета второго типа на государственном уровне – задача не только медицинская. На мой взгляд, здесь нужна национальная программа. В её разработке и реализации нужно задействовать не только Минздрав, нужно подключить Министерство культуры и спорта, Министерство образования и науки, Министерство национальной экономики, Министерство сельского хозяйства, Министерство информации и общественного развития. Это должна быть Национальная стратегия профилактики диабета, включающая, прежде всего, пропаганду здорового образа жизни, снижение потребления сахара.
Однозначно необходим контроль над продажей продуктов, содержащих в большом количестве простые сахара (легкоусвояемые углеводы) – по аналогии с тем, как сейчас ограничивают продажу алкоголя и табака. Это и ограничение по возрасту, и налоги (чтобы продукты с высоким содержанием сахара стоили дороже), и специальные пометки на упаковках о вреде сахара. Должен быть запрет на реализацию этих продуктов в школах.
Также в рекламных роликах на телеканалах нужно указывать, что сахар в большом количестве токсичен, как и алкоголь.
– То есть в магазине мы должны сразу видеть: вот товар с содержанием сахара, а вот – без сахара. Должна отличаться и упаковка, и цена?
– Да, нужна какая-то маркировка и дополнительные налоги на сахаросодержащие напитки, к примеру. Кроме того, можно ввести ограничения на рекламу продуктов с высоким содержанием сахара, рафинированных углеводов и насыщенных жиров, а также субсидии на свежие фрукты и овощи, как, к примеру, в Германии.
– Как вы думаете, почему у нас в обществе не понимают опасность сахара, опасность высококалорийной пищи, опасность ожирения? У нас высокие показатели по ожирению, в том числе среди детей. Влияют традиции? Мы не можем обойтись без того, чтобы к чаю не взять шоколадку или чак-чак. Это привычки из детства?
– Всё, что вы озвучили, верно. Но это характерно не только для Казахстана. В соседней России употребление сахара в год тоже превышает нормативы. Отмечу, что за последние 20-30 лет калорийность в питании выросла значительно, это мировая тенденция. Плюс традиции питания, менталитет, пищевые привычки. Казахстанцам нужно объяснять, что сахар в чистом виде в течение дня можно употреблять не более 25 грамм – всего пять чайных ложек. Эта разрешенная норма для взрослых, для детей она меньше.
– Но это ведь вовсе не значит, что можно съесть в чистом виде эти пять ложек? Есть ведь продукты со скрытым содержанием сахара, он есть и в хлебе, и в кетчупе, и в суши, и в фруктах. Так что на чистый сахар, который можно положить в чай, остаётся совсем немного.
– Именно поэтому о проблеме нужно говорить через средства массовой информации, мы не сможем повлиять на наши традиции питания, потому что любой восточный дастархан, сами понимаете, без пяти-шести вариантов сладостей не бывает. Но повлиять на привычки питания возможно.
Даже в Коране написано: "Ешьте и пейте, но не излишествуйте, поистине, Он не любит излишествующих".
– Эту пропаганду нужно вести среди взрослых, ведь они в группе риска? Или же важно вести работу даже среди детей?
– Начинать надо с детского сада, потому что наши пищевые привычки формируются с детства. Нужно объяснять, сколько сахара содержится в одной бутылке газированного напитка, сколько – в одном яблоке, в одной шоколадке. Растёт число детей с ожирением, так что пропаганда важна во всех возрастных группах. И это общемировая тенденция, не только в нашей стране.
– Если сахар так вреден, может, лучше в чай класть сахарозаменитель?
– Учёными доказано, что большое количество фруктозы может привести к токсическому поражению печени. Единственным безопасным заменителями сахара является стевия, это натуральный продукт.
– А как стимулировать казахстанцев больше двигаться, заниматься спортом?
– Опять же нужна пропаганда. Надо убедить людей ежедневно проходить 10 тысяч шагов или заменить ходьбу любым другим вариантом физической активности.
Читайте также: В Казахстане каждый пятый ребёнок девяти лет страдает ожирением. Что показало исследование о питании детей
Министерство здравоохранения ведёт работу в рамках своей компетенции и по направлению профилактики, и по направлению раннего выявления диабета, и по вопросам дальнейшего менеджмента диабета. С 2011-го года проводится национальный скрининг на сахарный диабет второго типа и болезни системы кровообращения. Казахстанцы старше 45 лет ежегодно этот скрининг проходят. Если выявляется в результате скрининга диабет либо какие-то заболевания системы кровообращения, пациента берут на диспансерный учёт, а дальше уже действует Программа управления заболеваниями: пациента обучают принципам питания, дают рекомендации по физической активности, рекомендации по самоконтролю своего заболевания и так далее.
Но всё это касается уже заболевших. А чтобы предотвратить диабет второго типа, нужна комплексная программа правительства с включением всех заинтересованных министерств.
Однако как бы хорошо ни велась эта работа, полностью защитить людей от диабета второго типа невозможно. Сахарный диабет второго типа – это серьёзное хроническое заболевание, и задача взрослого – минимизировать риски его возникновения. Прежде всего это гражданская ответственность каждого за своё здоровье.