Обеспечение качественной питьевой водой всех жителей республики по-прежнему на повестке дня руководства Казахстана. Нельзя сказать, что ничего не делается в этой связи. За последние два десятилетия в Казахстане создавали и реализовывали программы "Питьевые воды", "Ак булак", "Развитие регионов", "Нурлы жол", где в числе приоритетных назывались "водные" проблемы.

В конце 2020 года правительство под руководством Аскара Мамина рапортовало, что в республике удалось построить свыше 48 тысяч км инженерных сетей, а охват населения услугами водоснабжения довели до 92,6%. Опять-таки, по официальной информации, на решение жизненно важного вопроса выделяли из бюджета около 100 млрд тенге на протяжении нескольких лет.

Чиновники называли самые благополучные в сфере обеспечения водой регионы. Так, в Северо-Казахстанской, Мангистауской и Атырауской областях централизованным водоснабжением обеспечили всё городское население. Наибольший охват водоснабжением сельчан оказался в Алматинской (98,8%), Атырауской (98,4%), и Кызылординской (97,2%) областях.

Статистика обнадёживающая, но – далёкая от реального положения дел.

Корреспонденты Informburo.kz побывали в населённом пункте, расположенном в непосредственной близости от крупнейшего и относительно благополучного города Казахстана – Алматы. Здесь проблемы с водоснабжением не решаются годами, и никто не несёт ответственности.

Кыргауылды: нет забора у водозабора

Только в Райымбекский сельский округ (Карасайский район, Алматинская область) входят семь посёлков и 58 садоводческих товариществ. Одно из них – село Кыргауылды – находится в пяти километрах от границы Алматы и в десяти километрах от районного центра – города Каскелен. Здесь проживают около пяти тысяч человек, которые уже несколько лет пытаются добиться реализации базового права – доступа к качественной питьевой воде.

Питьевая вода до домов Кыргауылды не доходит / Фото Informburo.kz

Ельжан Туленбаев работает в должности акима Райымбекского сельского округа уже четвёртый год. По его словам, обеспечением водой жителей района занимается КГП на ПХВ "Таусамалы". Чиновник знает, что местным жителям не хватает питьевой воды, и предполагает, что дефицит ресурса связан с "увеличением количества абонентов". Он сообщил также, что в соседнем посёлке Жанатурмыс строится новый водозабор. С введением его в эксплуатацию проблемы с водоснабжением верхней части сельского округа смогут решить.

"У меня тоже вопрос к руководству ГКП "Таусамалы": почему вода на улицах посёлка есть, из колодцев выливается, а в домах её нет", – поддержал Туленбаев жителей во время встречи.

Аким Райымбекского сельского округа Ельжан Туленбаев / Фото Informburo.kz

Если доступ к питьевой воде для жителей Кыргауылды ограничен, то доступ к действующему водозабору открыт для всех желающих. Жителей посёлка беспокоит, что стратегический объект, от состояния которого зависит здоровье и даже жизнь всех сельчан, находится без охраны, забор вокруг инженерного сооружения снесён. Ещё год назад (!) по этому факту жители обращались с жалобами в ряд государственных органов: департамент КНБ, администрацию Карасайского района, Алматинской области, прокуратуру, управление коммунального хозяйства. Но забора у водозабора как не было, так и нет.

"По факту сноса ограждения на водозаборе с. Кыргауылды Райымбекского сельского округа, обслуживающей организацией ТОО "BeyAsh Trans" было направлено письмо в прокуратуру Карасайского района за №218 от 08.09.2020 года для принятия мер по самоуправству лиц, совершивших самовольный снос бетонных ограждений. В свою очередь прокуратура направила материал в управление полиции Карасайского района для рассмотрения и принятия процессуального решения по данному факту", – такой ответ жители посёлка получили ещё в августе 2021 года, но забор за это время так и не появился, виновных так и не наказали, питьевая вода в домах не появилась.

Вид на водозабор в Кыргауылды

По словам местной жительницы Даны Меирбековой, проблема в том, что продали участки на территории водоохраняемой зоны. Более того, свалили забор, плиты. Рядом с водозабором местные распивают спиртные напитки, собираются дети и подростки. И никто за это ответственности не несёт.

Активист сообщила также, что на части улиц посёлка есть арыки для полива. Но некоторые недобросовестные жители выводят трубы от септика в общую систему. Поэтому поливать такой водой огороды и сады попросту опасно. Но ни СЭС, ни местный аким за порядком не следят.

Активистка Кыргауылды Надежда Данебаева также опасается, что пока власти ищут виноватых, в колодцы водозабора посёлка могут подбросить всё что угодно и отравить людей.

"Неужели нужно ждать беды, чтобы схватиться за голову и навести порядок?! С виноватыми можно разбираться годами, но обеспечить посёлок безопасной питьевой водой надо было ещё вчера. А так мы изо дня в день не живём, а выживаем без воды!" – подчеркнула Надежда Данебаева.

"Народ возмущается, и он прав!"

Экс-председатель Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, доктор технических наук Анатолий Рябцев проживает в районом центре Карасайского района Алматинской области Каскелене и знает о проблемах с питьевой водой не понаслышке.

"У нас есть Каскеленский групповой водопровод. Его построили и сдали в эксплуатацию два-три года назад. Но, к сожалению, вода из Каскеленского ущелья подаётся только до резервуара, до верхней Каскеленской трассы. Сегодня воду из него используют только два-три посёлка, а нуждаются три десятка. А почему? Да потому что не закончены разводящие сети", – рассказал Анатолий Рябцев.

По мнению эксперта, вопросы с подачей воды нужно было решать задолго до ввода группового водопровода в эксплуатацию. И инициатором этого должен был выступать акимат области, который должен в свою очередь докладывать о проблеме на уровне правительства. По факту, 32 населённых пункта Карасайского района до сих пор не подготовлены к подаче воды.

Специалист рассказал, что недавно участвовал во встрече нового акима Алматинской области Марата Султангазиева с активом региона и поднимал вопросы с дефицитом питьевой воды. Разводящие сети входят в функциональные обязанности акимов областей. А для этого водопровода нет до сих пор проекта, на который можно было бы запрашивать деньги у правительства. Рябцев надеется, что новый аким обратит внимание на хроническую региональную проблему.

Любой может открыть крышку и закинуть что угодно в колодец на водозаборе Кыргауылды

По словам эксперта, в предгорных районах проблемы с подачей питьевой воды не редкость, в такой местности скважину нужно бурить в глубину на 200-300 метров. Ни местные жители, ни акимат не могут обеспечить финансирование дорогостоящих проектов. Но местная исполнительная власть должна бить во все колокола, обращаться во все инстанции.

"Народ возмущается, и он прав! Акимы разных уровней должны поднимать шум, готовить проектную документацию и обращаться в столицу", – уверен эксперт.

По информации Рябцева, в Алматинской области существуют три групповых водопровода – Тургеньский, Каскеленский и Иссыкский. Все они находятся в ведении Министерства экологии и природных ресурсов. При этом Тургеньский водопровод практически полностью загружен. 

"Когда я работал в Комитете по водным ресурсам, мы строили водопровод в Тургеньском ущелье. Так вот тогда параллельно с акиматом области мы договаривались, чтобы они готовили проекты на подачу воды в населённые пункты. И эти населённые пункты сегодня обеспечиваются водой от группового водопровода", – отметил Анатолий Рябцев.

С Каскеленским водопроводом ситуация другая, пояснил он. Акиматы и Карасайского района, и Алматинской области не подготовили во время строительства и даже после сдачи водопровода разводящие пути.

На территории стратегического объекта – водозабора в Кыргауылды

Специалист считает, что по Каскеленскому водопроводу надо местной власти срочно готовить документы, защищать в заинтересованных госорганах до конца года, чтобы в следующем получить финансирование на строительство разводящих путей и обеспечить наконец-то дома Карасайского района питьевой водой.

Рябцев напомнил, что в 2002-2010 годах работала госпрограмма "Питьевые воды". И в те годы проект разводящих путей от группового водопровода до населённых пунктов готовили акиматы, затем передавали утверждённый проект с экспертизой на рассмотрение Комитета по водным ресурсам.

"Мне непонятно, почему сейчас никто не отвечает за подачу воды в населённые пункты. Под групповые водопроводы республика должна выделять деньги. Но если проекты на местном уровне не подготовлены, то кто и на что будет выделять? Повторюсь, акимат должен быть застрельщиком в этих вопросах. Если не инициировать эти вопросы на местах, то никто в министерствах не будет шевелиться, уж вы мне поверьте", – резюмировал эксперт.


Читайте также: