Каждый год в Астане, которую обещают полностью газифицировать к концу 2023 года, случается ажиотаж вокруг покупки угля. Репортёры Informburo.kz побывали на нескольких точках продажи угля в Астане и узнали, сколько он стоит и есть ли очереди.

Погрузка угля на тупике по улице Герцена в Астане / Фото Informburo.kz

"Если продолжите фотографировать, я вообще закрою ворота и водители вас сами разорвут", – зло отреагировал охранник у тупика по улице Герцена, где сосредоточены несколько крупных точек продажи, и тут же закрыл ворота.

Неподалёку несколько водителей мёрзли в своих стареньких ЗиЛах. Были и небольшие грузовики, один КамАЗ. Водители как один избегают репортёров, не хотят ничего говорить, а если и говорят, то с неохотой, прося не называть фамилии.

Тупик по продаже угля в Астане / Фото Informburo.kz

"Стоим здесь с утра до вечера под дождём и ветром. У фирм есть свой транспорт для доставки, кто-то сам на машине приезжает, и не всегда покупатели к нам обращаются. Доставка от пяти тысяч начинается. Если в день один рейс сделаешь, радуешься. Уголь есть, но сплошной песок, люди не берут. Жалуются, что не горит. Все просят "Шубарколь", а его нет по городу. Вчера на Мясокомбинате (район жилого массива Коктал) поставили четыре вагона, очередь из ста машин была, не смогли взять, уехали. Государство должно контролировать своевременность поставок", – пожаловался один из водителей, ждущих своего клиента. 

По словам его напарника, также не захотевшего представиться, стоимость "Шубарколя" варьируется от 18 до 22 тысяч за тонну.

Водители возле угольного тупика в Астане / Фото Informburo.kz

"Здесь только "Каражар" по 14 500 тенге, другого угля нет. От безысходности берут. Население привыкло к "Шубарколю", да и котлы длительного горения на нём хорошо работают. Всё нереально дорожает. Вот, к примеру, вчера купил колесо для ГАЗели за 32 тысячи, а в прошлом году покупал за 15 тысяч", – отметил ещё один водитель.

Самого популярного угля "Шубарколь" не оказалось и на тупике по улице Коктал в районе одноимённого жилого массива. Когда "Шубарколь" здесь есть, его отгружают по 13 850 тенге за тонну. Из-за близкой локации уголь берут в основном жители пристоличных аулов Талапкер, имени Алтынсарина, Караоткель, Кажымукан, а также массивов Коктал-1 и Коктал-2.

Кусок угля на железнодорожном пути / Фото Informburo.kz

Представитель ИП "Бекайдар" по имени Дулат сообщил, что вчера "Шубарколь" был, но сегодня его нет. Сегодня поступила "Майкуба" по 12 500 тенге, и только завтра обещают "Шубарколь".   

"У нас место здесь только для выгрузки 5-6 вагонов, и их разбирают примерно за два часа. Это наша фиксированная цена. Я работаю в этой сфере более пяти лет, всех перекупщиков в лицо знаю и им не даю. И водителей знаю, которые берут только за доставку угля – к примеру, по массиву Коктал – 10 тысяч тенге", – рассказал он.

Дулат уверяет, что по сравнению с прошлым годом цена за тонну повысилась всего на пятьсот тенге.  

Грузовик с углём в Астане / Фото Informburo.kz

"Люди сами создают этот ежегодный ажиотаж. Почему не закупают в августе-сентябре, а ждут, как снег пойдёт, и потом берут весь этот грязный уголь со снегом?! Сами виноваты люди. Многие объясняют, что летом денег не было, кто-то ждал или надеялся провести газ и так далее. Отмазок очень много", – высказал своё возмущение работник ИП.  

По его словам, населению пора бы уже привыкнуть, что осенью в стране традиционно возникают проблемы с дизельным топливом и нехваткой вагонов в связи с уборкой и закрытием НПЗ на ремонт. Самые предусмотрительные, по словам Дулата, пенсионеры – они покупают уголь заранее.

"А так у нас в августе здесь около пяти тысяч тонн угля лежало, и когда людям советовал приобретать заранее, мне в лицо смеялись, а как приспичит – начинают паниковать", – прокомментировал ситуацию Дулат.

Пенсионер из Астаны Юрий Козлов / Фото Informburo.kz

Дом пенсионера Юрия Козлова по улице Герцена находится рядом с пятью точками продажи. Он закупил уголь ещё месяц назад, взял шесть тонн "Шубарколя" по 18 500 тенге за тонну. Этого должно хватить на зиму.  

"Уголь очень хороший, отборный и ценный, но цена где-то на пять тысяч выросла по сравнению с прошлым годом. Доставка тоже подорожала. Было три, а в этом году уже пять тысяч. А ехать нужно было до меня от тупика триста метров!.." – рассказал пенсионер.

Но ещё больше, по словам Козлова, его волнует угольная пыль и сажа, летящие на его территорию со всех пяти баз во время разгрузки с вагонов.  

"Пыль страшная! Зимой снег вокруг чёрный. Я бы посоветовал акиму города перенести все базы за город в район 39-го или 96-го разъездов. Там все условия и подъездные пути есть, как бывший машинист говорю", – подчеркнул Юрий Козлов.

Его соседка Ляззат Жакыпбекова говорит, что несмотря на соседство с точкой реализации, уголь они купили недавно, простояв несколько часов в очереди.  

"Осенью вечно угля не бывает, а если и бывает, то машины сразу разбирают. Они, по-моему, везут на продажу в пригородные аулы. Таким, как мы, бывает не достаётся, фирмам ведь выгоднее по много тонн сразу продавать", – прокомментировала ситуацию Ляззат.

По данным акимата Астаны, реализаторы угля подали заявки на 463 тысячи тонн, и их запасы регулярно пополняются.

В акимате утверждают, что на сегодняшний день средние цены на уголь находятся на уровне прошлого года и составляют:

  • "Шубарколь" – 13 800 тенге за тонну;
  • "Каражыра" – 14 500 тенге за тонну;
  • "Майкуба" – 12 700 тенге за тонну;

По номеру 109 можно узнать о запасах, ценах и наличии угля на тупиках. 


Читайте также: