Кладбище автобусов близ Алматы: кто виноват, что общественный транспорт так быстро выходит из строя?
Недалеко от Алматы существует кладбище автобусов. Там хранится более 800 автобусов, некоторые были произведены всего лишь пять лет назад.
В этом году акимат города планирует закупить ещё 600 автобусов. У депутатов маслихата возник резонный вопрос: а зачем нам покупать новые, если мы отправляем на свалку недавно купленные?
Корреспонденты Informburo.kz побывали в этом месте и узнали, чьи автобусы там стоят, как так вышло, что их сюда отправили и почему в других странах автобусы служат более 10 лет, а у нас так быстро выходят из строя и кто в этом может быть виноват.
Как выглядит кладбище автобусов
Кладбище автобусов находится в посёлке Жетыген, примерно в 50 километрах к северу от Алматы. Здесь оставлены 823 автобуса, которые ранее курсировали по городским маршрутам мегаполиса. Самый старый из них произведён в 2010 году (китайской марки Yutong), а самый новый – в 2018 году (российской марки ЛиАЗ).
По данным Управления городской мобильности, из этих 823 автобусов 651 не подлежит восстановлению. Всё это автобусы 2010-2013 годов выпуска, за исключением пяти автобусов 2017-2018 годов. Вопрос их утилизации акимат пока только прорабатывает.
Из тех, что подлежат восстановлению, 157 автобусов переданы на баланс Алматинской области. Ещё 15 автобусов – 18-метровые ЛиАЗы – находятся на балансе ТОО "Алматыэлектротранс". Все эти автобусы должны быть отремонтированы. Но точные сроки ремонта в акимате нам назвать не смогли.
Как эти автобусы сюда попали
Само кладбище появилось в посёлке в 2021 году. О нём сразу же узнали СМИ, и тогда "Алматыэлектротранс" поспешила дать комментарий. В компании заявили, что перевезли сюда автобусы по двум причинам.
Во-первых, потому что им надо было освободить место для новых поставок (в 2021 году было закуплено 300 новых газовых автобусов). Во-вторых, потому что алматинцы постоянно жаловались на дизельные автобусы, и было решено перевезти их вдаль от города, а затем отдать Алматинской области.
Поначалу в "Алматыэлектротранс" уверяли, что в Жетыгене нет кладбища автобусов, там просто хранятся транспортные средства, которые ожидают в скором времени ремонта. Но прошло два года, а количество автобусов тут только растёт.
По данным акимата, большинство автобусов на стоянке ранее принадлежало шымкентской компании Green Bus Company.
В 2016 году она выиграла тендер, по которому ей на пять лет передали в доверительное управление 70% имущества "Алматыэлектротранса". Такое решение было принято из-за того, что "Алматыэлектротранс" последние три года терпел большие убытки. По условиям сделки, Green Bus Company должна была за свой счёт отремонтировать все автобусы и погасить кредиторскую задолженность предприятия перед поставщиками ГСМ и автозапчастей в размере 700 млн тенге.
В первый год Green Bus Company действительно закрыла все кредиты "Алматыэлектротранс", но потом у неё начались проблемы. В итоге в 2018 году акимат решил из-за нарушения графика работы автобусов досрочно расторгнуть договор о доверительном управлении с Green Bus Company. А в 2020 году компания официально стала банкротом с долгами в 3,3 млрд тенге, причём около 700 млн тенге она задолжала самому "Алматыэлектротрансу" в качестве вознаграждения за доверительное управление. С тех пор автобусы, побывавшие в эксплуатации Green Bus Company, стали отправлять на "кладбище". По данным акимата, они начали выходить из строя ещё с 2016 года.
Кто управляет эффективнее – бизнес или государство?
Генеральный директор Союза автотранспортников Сабит Аманбаев в интервью Informburo.kz сказал, что у "Алматыэлектротранса" по сей день немало проблем.
"Производственно-техническая база автопарка "Алматыэлектротранс" не отвечает требованиям положения о грамотной технической эксплуатации автобусов. Существуют определённые нормативы: такое крупное предприятие, как "Алматыэлектротранс" должно располагать диагностическим центром, центром проведения технического обслуживания, должны быть специальные участки ремонта двигателей и агрегатов. А в "Алматыэлектротрансе" такого налаженного ремонта нет. Из-за этого все проблемы, связанные с преждевременным износом автобусов", – заметил Сабит Аманбаев.
Он добавил, что в городе работает 24 автопарка, один из них – коммунальный "Алматыэлектротранс". По словам эксперта, состояние автопарков у частных перевозчиков намного лучше, потому что они дорожат своим имуществом. Автобусы у них служат 10 лет, а дальше их даже перепродают в регионы, утверждает Аманбаев. Проблема, по его мнению, в неэффективных управленцах.
"Нужно строгое соблюдение графика проведения регламентных работ. Это означает, что через каждые 10 тысяч километров, к примеру, должны меняться масло, фильтры, тормозные колодки. Если вовремя проводить эти работы, автобус свой срок отслужит – 7 лет. Почему кладбище автобусов существует? Руководить автопарком должны специалисты с большим опытом работы, высокого класса. К сожалению, таких назначений сейчас не проводится", – считает Сабит Аманбаев.
Рассуждая таким образом, Сабит Аманбаев предлагает ликвидировать коммунальный автопарк и передать его маршруты частным перевозчикам. По его словам, бизнес готов приобрести любое количество техники, если будет решён вопрос финансирования.
"Государственный парк существует вопреки требованиям Предпринимательского кодекса. В нашем случае государственное предприятие работает в рыночной среде и устраняет добросовестную конкуренцию. Оно довлеет над частными предприятиями, препятствуют развитию бизнеса и в целом вредит организации пассажирских перевозок", – полагает Сабит Аманбаев.
Эксперт добавил, что субсидий сейчас частным перевозчикам хватает, если акимат выделяет их вовремя.
"У нас зачастую уменьшают затраты перевозчиков под надуманными предлогами, иногда бывают задержки субсидий. Например, в апреле взлетела стоимость топлива, но до сих пор не рассчитаны новые тарифы. В итоге предприятия ощущают дефицит финансирования и им не хватает средств на подготовку к зиме, на проведение ремонта и закупку запчастей", – отметил Сабит Аманбаев.
Депутат алматинского маслихата Тимур Елеусизов хоть и согласен с Сабитом Аманбаевым по поводу управленцев "Алматыэлектротранса", но не считает правильным отдавать государственное имущество в частные руки. По его словам, может повториться ситуация, какая была с Green Bus Company.
"Нельзя передавать коммунальную собственность в частные руки. У компаний, которые за счёт госсредств пытаются развивать свой бизнес, одна задача – обогатиться. Зачастую это фирмы-однодневки, которые по итогу не выполняют своих обязательств. Из-за этого мы своих целей – сделать максимально комфортные условия для горожан – не достигаем. Техника уходит на помойку, государственная собственность уничтожается. И виновато в итоге государство, потому что именно оно дало бизнесу использовать свои ресурсы", – считает Тимур Елеусизов.
Депутат предложил свои варианты решения проблемы:
- Создать отдельные ремонтные цеха, которые могут восстанавливать купленные автобусы.
- Следить за покупкой автобусов и контролировать сроки их службы.
- Вместо различных автопарков создать единый транспортный холдинг, который будет курировать вопросы обучения персонала и ремонта техники.
- Развивать не только автобусные перевозки.
"Мы сейчас будем готовить депутатский запрос, чтобы управление городской мобильности взяло этот вопрос под контроль, разработало своё видение и дало нам ответ в положенные сроки. Если они не предоставят нам чёткого ответа, мы уже будет писать в акимат о том, что уполномоченный орган не справляется со своими обязанностями", – отметил депутат маслихата.
Можно ли починить автобусы?
Те автобусы, что сейчас находятся на стоянке в Жетыгене, Тимур Елеусизов предлагает отремонтировать.
"У автобусов целые корпуса. Там нужно заменить сгнившие детали, надеть новые колёса, покрасить и запустить на рейсы. Это лучше, чем покупать 600 новых автобусов. В Усть-Каменогорске и Талдыкоргане ездят же автобусы, произведённые ещё в прошлом веке, и нормально. А у нас через каждые два-три года их списывают", – отметил Тимур Елеусизов.
У Сабита Аманбаева иное мнение: закупка автозапчастей (двигателей, агрегатов и узлов) и ремонт автобусов бюджету выйдет дороже, чем покупка новых. Он также добавил, что закупаемые китайские модели автобусов используют сейчас полмира. Они представляют собой компромисс цены и качества. И с каждым годом становятся лучше, поэтому нареканий к ним не должно быть.
По словам эксперта, типовой договор по обслуживанию маршрута предусматривает что каждый перевозчик должен ежегодно обновлять 20% своего парка.
Сколько автобусов сейчас закупается
По данным акимата, Алматы не хватает 1000 автобусов (сейчас имеется более 2300). В этом году ведомство планирует за счёт местного бюджета приобрести ещё 600 автобусов на газе марок Yutong и Golden Dragon на сумму 46,5 млрд тенге. Уже осуществлена поставка 100 единиц. Частные перевозчики же планируют приобрести 730 автобусов, из которых 240 уже куплены.