Прямой эфир Новости спорта

Кладбище автобусов близ Алматы: кто виноват, что общественный транспорт так быстро выходит из строя?

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Пять лет – и уже на свалке.

Недалеко от Алматы существует кладбище автобусов. Там хранится более 800 автобусов, некоторые были произведены всего лишь пять лет назад.

В этом году акимат города планирует закупить ещё 600 автобусов. У депутатов маслихата возник резонный вопрос: а зачем нам покупать новые, если мы отправляем на свалку недавно купленные?

Корреспонденты Informburo.kz побывали в этом месте и узнали, чьи автобусы там стоят, как так вышло, что их сюда отправили и почему в других странах автобусы служат более 10 лет, а у нас так быстро выходят из строя и кто в этом может быть виноват.

Как выглядит кладбище автобусов

Кладбище автобусов находится в посёлке Жетыген, примерно в 50 километрах к северу от Алматы. Здесь оставлены 823 автобуса, которые ранее курсировали по городским маршрутам мегаполиса. Самый старый из них произведён в 2010 году (китайской марки Yutong), а самый новый – в 2018 году (российской марки ЛиАЗ).  

Фото Informburo.kz 

По данным Управления городской мобильности, из этих 823 автобусов 651 не подлежит восстановлению. Всё это автобусы 2010-2013 годов выпуска, за исключением пяти автобусов 2017-2018 годов. Вопрос их утилизации акимат пока только прорабатывает. 

Фото Informburo.kz 

Из тех, что подлежат восстановлению, 157 автобусов переданы на баланс Алматинской области. Ещё 15 автобусов – 18-метровые ЛиАЗы – находятся на балансе ТОО "Алматыэлектротранс". Все эти автобусы должны быть отремонтированы. Но точные сроки ремонта в акимате нам назвать не смогли. 

Как эти автобусы сюда попали

Само кладбище появилось в посёлке в 2021 году. О нём сразу же узнали СМИ, и тогда "Алматыэлектротранс" поспешила дать комментарий. В компании заявили, что перевезли сюда автобусы по двум причинам. 

Во-первых, потому что им надо было освободить место для новых поставок (в 2021 году было закуплено 300 новых газовых автобусов). Во-вторых, потому что алматинцы постоянно жаловались на дизельные автобусы, и было решено перевезти их вдаль от города, а затем отдать Алматинской области. 

Поначалу в "Алматыэлектротранс" уверяли, что в Жетыгене нет кладбища автобусов, там просто хранятся транспортные средства, которые ожидают в скором времени ремонта. Но прошло два года, а количество автобусов тут только растёт.

Фото Informburo.kz

По данным акимата, большинство автобусов на стоянке ранее принадлежало шымкентской компании Green Bus Company.

В 2016 году она выиграла тендер, по которому ей на пять лет передали в доверительное управление 70% имущества "Алматыэлектротранса". Такое решение было принято из-за того, что "Алматыэлектротранс" последние три года терпел большие убытки. По условиям сделки, Green Bus Company должна была за свой счёт отремонтировать все автобусы и погасить кредиторскую задолженность предприятия перед поставщиками ГСМ и автозапчастей в размере 700 млн тенге. 

Фото Informburo.kz

В первый год Green Bus Company действительно закрыла все кредиты "Алматыэлектротранс", но потом у неё начались проблемы. В итоге в 2018 году акимат решил из-за нарушения графика работы автобусов досрочно расторгнуть договор о доверительном управлении с Green Bus Company. А в 2020 году компания официально стала банкротом с долгами в 3,3 млрд тенге, причём около 700 млн тенге она задолжала самому "Алматыэлектротрансу" в качестве вознаграждения за доверительное управление. С тех пор автобусы, побывавшие в эксплуатации Green Bus Company, стали отправлять на "кладбище". По данным акимата, они начали выходить из строя ещё с 2016 года. 

Фото Informburo.kz

Кто управляет эффективнее – бизнес или государство?

Генеральный директор Союза автотранспортников Сабит Аманбаев в интервью Informburo.kz сказал, что у "Алматыэлектротранса" по сей день немало проблем. 

"Производственно-техническая база автопарка "Алматыэлектротранс" не отвечает требованиям положения о грамотной технической эксплуатации автобусов. Существуют определённые нормативы: такое крупное предприятие, как "Алматыэлектротранс" должно располагать диагностическим центром, центром проведения технического обслуживания, должны быть специальные участки ремонта двигателей и агрегатов. А в "Алматыэлектротрансе" такого налаженного ремонта нет. Из-за этого все проблемы, связанные с преждевременным износом автобусов", – заметил Сабит Аманбаев.

Он добавил, что в городе работает 24 автопарка, один из них – коммунальный "Алматыэлектротранс". По словам эксперта, состояние автопарков у частных перевозчиков намного лучше, потому что они дорожат своим имуществом. Автобусы у них служат 10 лет, а дальше их даже перепродают в регионы, утверждает Аманбаев. Проблема, по его мнению, в неэффективных управленцах. 

"Нужно строгое соблюдение графика проведения регламентных работ. Это означает, что через каждые 10 тысяч километров, к примеру, должны меняться масло, фильтры, тормозные колодки. Если вовремя проводить эти работы, автобус свой срок отслужит – 7 лет. Почему кладбище автобусов существует? Руководить автопарком должны специалисты с большим опытом работы, высокого класса. К сожалению, таких назначений сейчас не проводится", – считает Сабит Аманбаев. 

Рассуждая таким образом, Сабит Аманбаев предлагает ликвидировать коммунальный автопарк и передать его маршруты частным перевозчикам. По его словам, бизнес готов приобрести любое количество техники, если будет решён вопрос финансирования.

"Государственный парк существует вопреки требованиям Предпринимательского кодекса. В нашем случае государственное предприятие работает в рыночной среде и устраняет добросовестную конкуренцию. Оно довлеет над частными предприятиями, препятствуют развитию бизнеса и в целом вредит организации пассажирских перевозок", – полагает Сабит Аманбаев. 

Фото Informburo.kz

Эксперт добавил, что субсидий сейчас частным перевозчикам хватает, если акимат выделяет их вовремя. 

"У нас зачастую уменьшают затраты перевозчиков под надуманными предлогами, иногда бывают задержки субсидий. Например, в апреле взлетела стоимость топлива, но до сих пор не рассчитаны новые тарифы. В итоге предприятия ощущают дефицит финансирования и им не хватает средств на подготовку к зиме, на проведение ремонта и закупку запчастей", – отметил Сабит Аманбаев.

Депутат алматинского маслихата Тимур Елеусизов хоть и согласен с Сабитом Аманбаевым по поводу управленцев "Алматыэлектротранса", но не считает правильным отдавать государственное имущество в частные руки. По его словам, может повториться ситуация, какая была с Green Bus Company. 

"Нельзя передавать коммунальную собственность в частные руки. У компаний, которые за счёт госсредств пытаются развивать свой бизнес, одна задача – обогатиться. Зачастую это фирмы-однодневки, которые по итогу не выполняют своих обязательств. Из-за этого мы своих целей – сделать максимально комфортные условия для горожан – не достигаем. Техника уходит на помойку, государственная собственность уничтожается. И виновато в итоге государство, потому что именно оно дало бизнесу использовать свои ресурсы", – считает Тимур Елеусизов.  

Депутат предложил свои варианты решения проблемы:

  • Создать отдельные ремонтные цеха, которые могут восстанавливать купленные автобусы. 
  • Следить за покупкой автобусов и контролировать сроки их службы. 
  • Вместо различных автопарков создать единый транспортный холдинг, который будет курировать вопросы обучения персонала и ремонта техники.
  • Развивать не только автобусные перевозки.

"Мы сейчас будем готовить депутатский запрос, чтобы управление городской мобильности взяло этот вопрос под контроль, разработало своё видение и дало нам ответ в положенные сроки. Если они не предоставят нам чёткого ответа, мы уже будет писать в акимат о том, что уполномоченный орган не справляется со своими обязанностями", – отметил депутат маслихата. 

Фото Informburo.kz

Можно ли починить автобусы? 

Те автобусы, что сейчас находятся на стоянке в Жетыгене, Тимур Елеусизов предлагает отремонтировать. 

"У автобусов целые корпуса. Там нужно заменить сгнившие детали, надеть новые колёса, покрасить и запустить на рейсы. Это лучше, чем покупать 600 новых автобусов. В Усть-Каменогорске и Талдыкоргане ездят же автобусы, произведённые ещё в прошлом веке, и нормально. А у нас через каждые два-три года их списывают", – отметил Тимур Елеусизов. 

У Сабита Аманбаева иное мнение: закупка автозапчастей (двигателей, агрегатов и узлов) и ремонт автобусов бюджету выйдет дороже, чем покупка новых. Он также добавил, что закупаемые китайские модели автобусов используют сейчас полмира. Они представляют собой компромисс цены и качества. И с каждым годом становятся лучше, поэтому нареканий к ним не должно быть.

По словам эксперта, типовой договор по обслуживанию маршрута предусматривает что каждый перевозчик должен ежегодно обновлять 20% своего парка.

Фото Informburo.kz

Сколько автобусов сейчас закупается

По данным акимата, Алматы не хватает 1000 автобусов (сейчас имеется более 2300). В этом году ведомство планирует за счёт местного бюджета приобрести ещё 600 автобусов на газе марок Yutong и Golden Dragon на сумму 46,5 млрд тенге. Уже осуществлена поставка 100 единиц. Частные перевозчики же планируют приобрести 730 автобусов, из которых 240 уже куплены. 

Новости партнеров