Китай построил под Алматы ветропарк, который обеспечит энергией 60 тысяч домов. Но дешёвой она не будет
Корреспонденты Informburo.kz побывали на новой ветроэлектростанции, запущенной в Алматинской области. Зачем в Шелекском коридоре построили 90-метровые ветряки – майнить биткоины или чтобы ветроэнергией снабдить целый город? Об этом специальный репортаж Informburo.kz.
Большинство алматинцев не знает, что Алматы и Алматинская область – энергодефицитные регионы, потребление здесь сильно превышает производство. По прогнозам, дефицит электричества с каждым годом будет увеличиваться, а цены расти. Пока нехватка компенсируется поставками электричества с севера, но этот способ специалисты считают плохим – высокие потери и ненадёжность самой системы.
Есть мнение, что город и область спасут возобновляемые источники (ВИЭ), которые способны выработать больше энергии, чем угольные и атомные электростанции. Но так ли это?
Энергия ветра
Шелекский коридор считается просто идеальным местом для установки ветрогенераторов – ветер здесь дует всегда. К тому же специалисты говорят, что в других регионах Казахстана ветер не такой качественный, как здесь.
"Особенность этого региона состоит в том, что здесь ветер очень плотный и постоянный, поэтому для новой ветроэлектростанции выбран так называемый Шелекский коридор", – рассказал и. о. председателя правления АО "Самрук-Энерго" Серик Тютебаев на церемонии запуска новой ветроэлектростанции (ВЭС).
Здесь установлены 24 ветряка по 2,5 МВт, суммарно они дают мощность в 60 МВт. Проект реализован холдингом АО "Самрук-Энерго" в партнёрстве с китайской корпорацией Power China.
Но 60 МВт – это мало, область и город от дефицита энергии они не спасут. Энергии от ветра, даже при самом качественном ветре и самых современных технологиях, которые, как утверждают специалисты "Самрук-Энерго", были использованы в китайско-казахстанском проекте, не может дать очень много дешёвой энергии.
"Если взять алматинский регион, то на самом пике Алматы потребляет 1,5 тысячи мегаватт – это зимой и в жаркие летние периоды, а установка у нас всего 60 мегаватт потребность не закроет, – пояснил Серик Тютебаев. – Но основная задача этой установки – уменьшить выбросы СО2 на 200 тысяч тонн, то есть будем сжигать угля на 80 тысяч тонн меньше".
"Обычно ветер дует со скоростью семь-восемь метров в секунду – бывает больше, бывает меньше, не угадаешь – это природный фактор. Летом ветра мало, в основном хороший ветер осенью и весной, а идеальным для ветростанции считается ветер 12 метров в секунду", – рассказал оператор ветроэлектроустановки Гани Толе.
Сейчас потребности Алматы и Алматинской области в электричестве не могут покрыть алматинские ТЭЦ, Капшагайский и Алматинский каскады ГЭС, Жамбылскую ГРЭС, а также Иссыкскую, Мойнакскую, каратальские, талдыкорганские ГЭС. Все эти мощности вместе взятые дают только 50% необходимого электричества.
Генерация электроэнергии с использованием ветра называется "зелёной", потому что не выбрасывает в атмосферу CO2. Казахстану такие "зелёные" технологии очень нужны.
"Недавно была принята программа на десять лет, мы будем развивать "зелёную" энергетику. У нас уже есть пять энергопроизводящих предприятий ВИЭ", – рассказал Серик Тютебаев.
Майнинга не будет
Майнинговые фермы от ветровых электростанций – явление частое во всем мире, и Казахстан не исключение.
Майнеры вполне приспособились к работе ветровых турбин – к отсутствию или понижению скорости ветра.
"К майнингу у всех двоякое отношение, но лично моё субъективное мнение – ничего плохого в этом нет, потому что это тоже вид бизнеса, которым можно успешно заниматься, – прокомментировал директор департамента управления портфелем проектов АО "Самрук-Энерго" Ансар Айдаров. – Но здесь майнинга не будет. Эта энергия нужна югу Казахстана".
По его словам, на 15 лет подписан договор с ТОО "РФЦ по ВИЭ" (расчётно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников). Это значит, что Казахстан будет покупать всю энергию, которую будет производить ветропарк.
Выгода для Китая
Ещё один вопрос, который интересует многих, – в чём выгода для Китая? Возобновляемые источники энергии – солнце, ветер, вода – в Казахстане дотируемые. "Зелёной" энергии пока мало и стоит она здесь намного дороже, чем уголь и газ. В тарифе за электроэнергию, который платят казахстанцы, сидит процент на ВИЭ. При этом в "Самрук-Энерго" не сомневаются – проект рентабельный.
"Почему это интересно Китаю? Выгода для них, так же как и для нас, это финансовая заинтересованность, – объяснил Ансар Айдаров. – Во-первых, это вхождение на наш рынок. Во-вторых, у корпорации Power China есть направление инвестировать в возобновляемые источники энергии".
По мнению Айдарова, проект может окупиться примерно за семь лет.
"Проект очень рентабельный. Есть такой показатель, называется IRR (Internal Rate of Return), который используется обычно для расчёта рентабельности и прибыльности любого инвестиционного проекта. Мы начинаем проекты, когда эта цифра больше 11,5%. Внутренняя норма доходности – это сколько денег нужно вложить и сколько они должны приносить. Этот проект является рентабельным ещё и потому, что здесь очень хороший ветропотенциал: средняя скорость ветра – восемь метров в секунду, ветростанции в принципе считаются рентабельными, когда ветер пять метров в секунду".
Между тем финансовый расклад выглядит так: 37 млрд стоит сама станция из 24 ветряков. 20% из этой суммы – это вложения собственных средств китайской корпорации Power China и АО "Самрук-Энерго". 75% от стоимости проекта – кредитные деньги, взяты на 15 лет в китайском банке. Сами ветрогенераторы будут стоять минимум 20, максимум – смогут проработать 25 лет.
Новая ВЭС будет вырабатывать 225,7 млн кВт·ч электроэнергии в год. Строительство и запуск электростанции позволит снизить до 206 тысяч тонн выбросы парниковых газов, а также заместит около 89 тысяч тонн условного топлива в год. Кстати, между АО "Самрук-Казына" и Power Construction Corporation of China Ltd был подписан ещё Меморандум о сотрудничестве – документ предусматривает реализацию второй фазы проекта с расширением станции и увеличением её мощности до 300 МВт.
Читайте также:
- Могут ли ветра "сдуть" энергодефицит юга Казахстана
- Стоит ли казахстанцам тратить деньги на солнечные панели и ветрогенераторы
- Откуда Казахстан возьмёт 650 млрд долларов на достижение углеродной нейтральности