Как сейчас выглядит LRT, раскритикованный президентом
"Вопрос, который сильно волнует, если не сказать, раздражает, нашу общественность, особенно жителей столицы, – это строительство LRT. Из обычного инфраструктурного проекта он превратился в серьёзную проблему, которая вредит репутации страны. Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причём это проект с сильным запахом коррупции", – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своём выступлении на заседании мажилиса парламента 11 января.
По словам главы государства, уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объёмные контрактные обязательства перед зарубежными партнёрами. Мол, теперь нужно принять оптимальное решение, потому что простой снос означает потерю времени и денег.
"У нас нет иного выбора, кроме как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта", – резюмировал Токаев.
В начале декабря 2021 года аким Нур-Султана Алтай Кульгинов сообщил, что для завершения проекта понадобится ещё порядка миллиарда долларов.
По словам акима Кульгинова, изначально кредит на проект был взят в Банке развития Китая под 4,9%. Ранее сообщалось, что с обслуживанием займа китайского банка на 20 лет проект обошёлся бы в 2,6 млрд долларов.
В целях экономии власти решили взять облигационный заём в банках второго уровня Казахстана под 3,25%. По просьбе банков детали соглашения до его подписания аким озвучить отказался.
Прошлым летом на некоторых участках проекта работала строительная техника, но сейчас никакой стройки не ведётся.
С 2015 года на LRT из бюджета выделили 156,3 млрд тенге. Строительство обещали завершить к концу июня 2020 года, однако в 2018 году проект приостановили из-за проблем с финансированием.
Изначальная стоимость проекта составляла 1,8 млрд долларов. В 2019 году проект оптимизировали до 1,5 млрд долларов.
В конце мая 2021 года суд первой инстанции признал виновными в хищениях средств, предназначенных для строительства LRT, экс-председателя правления АО "Astana Innovations", бывшего депутата и секретаря маслихата Нур-Султана, экс-руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы, а также четырёх представителей подрядчика, приговорив их к лишению свободы на сроки от 7 до 10 лет. По данным суда, государству причинён ущерб на сумму более 5,8 млрд тенге.
7 октября 2021 года апелляционная коллегия столичного суда из-за многочисленных жалоб и нарушений во время досудебного производства и судебного следствия вернула дело в прокуратуру.
Экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков и бывший председатель правления "Астана LRT" Талгат Ардан, которых следствие считает организаторами хищений, с декабря 2019 года находятся в международном розыске.
Ни власти страны, ни столицы пока не могут назвать точные сроки завершения проекта строительства LRT.
Читайте также:
- Дело о строительстве LRT: Талгата Ашима отпустили под подписку о невыезде
- Дело "Астана LRT": Экстрадировать экс-замакима столицы Султанбекова из США пока не удаётся
- Глава Антикора о разыскиваемых по делу LRT: Они есть в списке Интерпола