Введение дактилоскопической регистрации перенесли из-за нехватки денег. Сколько сейчас тратят на сканеры отпечатков пальцев
Разбираемся, что такое дактилоскопическая регистрация, кто должен сдавать отпечатки пальцев и во сколько оценивают спецсканеры полицейские.Закон "О дактилоскопической и геномной регистрации" приняли в Казахстане ещё в 2016 году. Он должен был вступить в силу 1 января 2021 года. О том, что это за процедура, кто займётся этим проектом и за какие суммы, мы подробно рассказывали в этом материале: "Дактилоскопическая и геномная регистрация граждан: что будет и надо ли этого бояться?".
Пандемия внесла коррективы в реализацию этой и без того давней идеи: обязательное дактилоскопирование перенесли на 2023 год. Причина: на запуск проекта не хватило денег.
"Должны были выделить 26 млрд тенге, но выделено только 11 млрд. В период пандемии 15 млрд тенге, которых не хватало, были сняты с нас на здравоохранение, поэтому просим до 2023 года перенести срок", – сказал 19 мая на заседании мажилиса глава МВД РК Ерлан Тургумбаев.
Разбираем, кто должен сдавать отпечатки пальцев и сколько сейчас готовы тратить правоохранители на покупку дактилоскопических станций.
Что нужно знать о дактилоскопировании
Дактилоскопическая информация – биометрические данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев или ладоней рук человека, позволяющие установить его личность и персональные данные.
№1. Кого обяжут проходить обязательную дактилоскопическую регистрацию?
Начиная с 16-летнего возраста:
- Все обратившиеся для получения паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан впервые, а также в случаях его восстановления, замены.
- Граждане Казахстана, иностранцы и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка РК.
- Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.
- Иностранцы и лица без гражданства, обратившиеся для получения вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства, удостоверения беженца впервые или для его восстановления, замены.
- Иммигранты, прибывшие в Казахстан в качестве домашних работников для выполнения работ (оказания услуг) у работодателей – физических лиц в домашнем хозяйстве.
- Иностранцы и лица без гражданства, подлежащие выдворению за пределы Казахстана либо подпадающие под действие международных договоров о реадмиссии, ратифицированных РК.
- Иностранцы и лица без гражданства при получении виз Казахстана.
№2. Будут ли дети сдавать отпечатки пальцев?
Дети с 12 до 16 лет должны будут проходить дактилоскопическую регистрацию при получении паспорта гражданина Республики Казахстан на добровольной основе, гласит статья 11, пункт 2 закона, то есть снятие отпечатков пальцев подростков будет проводиться с их согласия в присутствии и на основании письменного заявления законного представителя ребёнка.
Дети до 12 лет дактилоскопической регистрации не подлежат.
№3. Что делать людям с ограниченными возможностями, не имеющим возможности сдать отпечатки пальцев?
Люди с физическими особенностями, исключающими возможность дактилоскопирования (отсутствие всех пальцев на обеих руках или отсутствие папиллярных узоров на ногтевых фалангах всех пальцев обеих рук), освобождаются от прохождения дактилоскопической регистрации, процедуры подтверждения личности по дактилоскопической информации при пересечении государственной границы Республики Казахстан.
Сколько сейчас тратят бюджетных денег на покупку станций дактилоскопирования
Работа с отпечатками пальцев для полицейских не в новинку – в Казахстане криминалисты, например, работают с автоматизированной дактилоскопической информационно-поисковой системой "Папилон". Эта система появилась в России. Судя по открытым источникам, в 1987 году её разработал эксперт-криминалист из Челябинской области на основе метода математического описания папиллярных узоров. Уже в 90-е годы система стала популярна настолько, что ею стали пользоваться в других странах, в том числе и в Казахстане.
Для работы с отпечатками пальцев необходима специальная техника. Пока в стране не ввели обязательную дактилоскопическую регистрацию, мы решили изучить на портале госзакупок, какие суммы выделяют на это правоохранители в Казахстане.
Департамент полиции Актюбинской области начинает приём заявок от потенциальных поставщиков, выделив 116 328 227 тенге на покупку "станции бескраскового дактилоскопирования в комплекте". Такую сумму планируют потратить на 15 станций – по 7 755 215 тенге за единицу.
В полиции Восточно-Казахстанской области оценили стоимость одной станции дактилоскопирования в 8 924 571 тенге, а в общем выделили 26 773 713 тенге – на три единицы техники. Техническая спецификация фактически не отличается от ожиданий полиции Актюбинской области, в том числе и в контексте технической возможности станции передавать данные в дактилоскопическую карту АДИС "Папилон".
Полиция Кызылординской области оценила станцию бескраскового дактилоскопирования в 7 053 577 тенге. При этом правоохранители решили приобрести семь станций – предварительно это обойдётся бюджету в 49 375 043 тенге. У будущего поставщика должно быть письмо от производителя системы АДИС "Папилон", которое даёт право на поставку сканеров.
Полиция ЗКО оценила станцию дактилоскопирования в такую же сумму, как их коллеги из Кызылординской области, – 7 053 000 тенге. Но купить они планируют всего лишь три единицы такой техники – обойдётся это в 21 160 714 тенге.
Месяц назад такие станции хотели купить столичные полицейские на сумму 46 531 291 тенге. Но желающих поставщиков не нашлось, и сделка не состоялась.
Правоохранителям Мангистауской области повезло больше, и они смогли выбрать поставщика из двух претендентов. Шесть станций за 41 785 714 тенге полицейским предоставит алматинское ТОО "Prime Limited" – официальный представитель АО "Папилон" в Казахстане, как сообщается у них на сайте. Согласно данным сайта Statsnet, годовая выручка компании в 2020 году составила 2,2 млрд тенге, а на налоговые отчисления у ТОО ушло при этом 66 млн тенге.
Интересный факт: в сентябре 2020 года в Ордабасинском районе Туркестанской области выделили 6 785 714 тенге на одну станцию дактилоскопирования. Но в отличие от остальных регионов такую технику решило купить не управление полиции, а Молодёжный ресурсный центр отдела внутренней политики. Никаких объяснений происходящему не обнаружилось, а сделка не состоялась – не нашлось поставщиков.