Самовыдвиженцы и кандидаты от партий смогут участвовать в выборах сельских акимов. Разбор законопроекта
В этом году казахстанцы изберут треть сельских акимов в 836 населённых пунктах.Президент Казахстана в своём Послании народу от 1 сентября 2020 года заявил о необходимости внедрения прямых выборов сельских акимов. Сейчас главы городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов избираются косвенным методом: как правило кандидатуру предлагает вышестоящий аким, а депутаты местных маслихатов поддерживают предложение путём голосования.
Министерство национальной экономики разработало поправки в выборное законодательство страны, которые дважды презентовало в мажилисе. Ожидается, что законопроекты примут в ближайшее время, а во втором полугодии этого года будут объявлены первые прямые выборы акимов сельских округов, у которых завершается срок полномочий. Выборы коснутся 836 акимов (всего – 2345 акимов).
Что предлагают разработчики поправок – в разборе Informburo.kz.
№1. Кто сможет выдвигать кандидатуру на выборах сельских акимов?
Предусмотрено два механизма:
- выдвижение кандидатов зарегистрированными политическими партиями;
- самовыдвижение.
Кандидат-самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку не менее чем 1% подписей избирателей, проживающих в соответствующем сельском округе.
№2. На какой срок будут избираться сельские акимы?
Срок полномочий акимов сельских округов останется прежним – четыре года.
Читайте также: Перуашев: Продолжением введения выборности акимов должны стать прямые выборы глав городов
№3. Как будут проходить выборы?
Разработчики поправок предлагают такой порядок проведения выборов:
- назначение выборов акимов сельских округов;
- выдвижение кандидатов в акимы сельского округа (политическими партиями из числа своих членов, а также в порядке самовыдвижения);
- сбор подписей в поддержку кандидата (самовыдвиженца);
- внесение избирательного взноса кандидатом (в однократном размере установленной законодательством РК минимальной заработной платы);
- проверка на соответствие кандидатов в акимы сельского округа предъявляемым требованиям;
- регистрация кандидатов в акимы сельского округа районной (городской) избирательной комиссией;
- проверка декларации кандидатов и проведение специальной проверки;
- проведение агитационной кампании;
- проведение выборов;
- подсчёт голосов кандидатов в акимы сельского округа;
- проведение повторных выборов акимов сельских округов в случаях, если выборы были признаны недействительными (в ходе выборов или при подсчёте голосов, либо при определении результатов выборов) или если два кандидата набрали наибольшее одинаковое количество голосов;
- установление и опубликование итогов выборов акимов сельских округов в средствах массовой информации;
- регистрация избранного акима сельского округа.
№4. Какие будут основания для назначения выборов сельских акимов?
Основания для назначения выборов:
- окончание установленного законом срока полномочий акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа (срок полномочий – четыре года);
- досрочное прекращение полномочий акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа или изменение административно-территориальной единицы в случаях, установленных законом.
Выборы назначаются не менее чем за 40 дней до истечения срока полномочий акима и должны быть проведены не менее чем за 10 дней до истечения установленного законом срока его полномочий.
В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.
Читайте также: Президент: Если система выборов акимов сёл покажет свою эффективность, мы будем её применять на более высоком уровне
№5. Какие документы должен предоставить кандидат?
Кандидат и его (её) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации об активах и обязательствах.
Кандидат должен предоставить:
- заявление о согласии/намерении баллотироваться кандидатом в акимы города районного значения, села, посёлка, сельского округа;
- биографические данные;
- справку органа государственных доходов о сдаче кандидатом и его (её) супругой (супругом) деклараций об активах и обязательствах;
- документ, удостоверяющий внесение избирательного взноса.
Самовыдвиженец должен предоставить протокол избирательной комиссии о результатах проверки подписей избирателей. Кандидат от политической партии – документ, подтверждающий членство в партии и выписку из протокола заседания высшего руководящего органа соответствующего филиала (представительства) политической партии по выдвижению кандидата с приложением копии документа о государственной регистрации партии.
№6. Какие будут основания для отказа в регистрации кандидата?
Избирательная комиссия отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случаях:
- нарушения кандидатом правил выдвижения, непредоставление необходимых документов для регистрации;
- несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему выборным законодательством;
- использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
- проведения кандидатом, а также политической партией выдвигающей кандидата, предвыборной агитации до окончания срока регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
- установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
- установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
- выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений об активах и обязательствах, задекларированных кандидатом или его (её) супругой (супругом);
- получения отрицательных результатов специальной проверки.
Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в течение трёх дней.
Читайте также: Выборность акимов – это начало антибюрократической революции сверху
№7. Как будут финансироваться выборы?
Предусмотрено государственное финансирование выборов из средств местного бюджета. Распределять бюджетные деньги будут территориальные избирательные комиссии на следующие расходы:
- организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;
- выступления кандидатов в акимы городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов в СМИ;
- проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов в акимы;
- транспортные расходы кандидатов в акимы;
- изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о кандидатах в акимы.
№8. Что делать, если мне не понравится ни один из кандидатов?
В избирательный бюллетень предлагают включить:
- всех зарегистрированных кандидатов с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке;
- графу "Против всех".
Поэтому у избирателей будет право не отдавать свой голос ни за одного кандидата.
Читайте также: Мажилис принял в работу законопроект о снижении порога прохождения для политпартий на выборах
№9. Кто будет считаться победителем выборов?
В статью 9 Закона "О выборах в Республике Казахстан" ("Избирательные системы") предлагают внести такую норму:
При выборах акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
№10. Можно ли будет отозвать избранного акима?
Да, маслихаты района (города областного значения) будут наделены полномочиями по рассмотрению вопроса о выражении вотума недоверия акиму, в том числе по инициативе собрания местного сообщества.