Самовыдвиженцы и кандидаты от партий смогут участвовать в выборах сельских акимов. Разбор законопроекта

В этом году казахстанцы изберут треть сельских акимов в 836 населённых пунктах.

Президент Казахстана в своём Послании народу от 1 сентября 2020 года заявил о необходимости внедрения прямых выборов сельских акимов. Сейчас главы городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов избираются косвенным методом: как правило кандидатуру предлагает вышестоящий аким, а депутаты местных маслихатов поддерживают предложение путём голосования. 

Министерство национальной экономики разработало поправки в выборное законодательство страны, которые дважды презентовало в мажилисе. Ожидается, что законопроекты примут в ближайшее время, а во втором полугодии этого года будут объявлены первые прямые выборы акимов сельских округов, у которых завершается срок полномочий. Выборы коснутся 836 акимов (всего – 2345 акимов).

Что предлагают разработчики поправок – в разборе Informburo.kz.

№1. Кто сможет выдвигать кандидатуру на выборах сельских акимов?

Предусмотрено два механизма:

  • выдвижение кандидатов зарегистрированными политическими партиями;
  • самовыдвижение.

Кандидат-самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку не менее чем 1% подписей избирателей, проживающих в соответствующем сельском округе.

№2. На какой срок будут избираться сельские акимы?

Срок полномочий акимов сельских округов останется прежним – четыре года.


Читайте также: Перуашев: Продолжением введения выборности акимов должны стать прямые выборы глав городов


№3. Как будут проходить выборы?

Разработчики поправок предлагают такой порядок проведения выборов:

  • назначение выборов акимов сельских округов;
  • выдвижение кандидатов в акимы сельского округа (политическими партиями из числа своих членов, а также в порядке самовыдвижения);
  • сбор подписей в поддержку кандидата (самовыдвиженца);
  • внесение избирательного взноса кандидатом (в однократном размере установленной законодательством РК минимальной заработной платы);
  • проверка на соответствие кандидатов в акимы сельского округа предъявляемым требованиям;
  • регистрация кандидатов в акимы сельского округа районной (городской) избирательной комиссией;
  • проверка декларации кандидатов и проведение специальной проверки;
  • проведение агитационной кампании;
  • проведение выборов;
  • подсчёт голосов кандидатов в акимы сельского округа;
  • проведение повторных выборов акимов сельских округов в случаях, если выборы были признаны недействительными (в ходе выборов или при подсчёте голосов, либо при определении результатов выборов) или если два кандидата набрали наибольшее одинаковое количество голосов;
  • установление и опубликование итогов выборов акимов сельских округов в средствах массовой информации;
  • регистрация избранного акима сельского округа.

№4. Какие будут основания для назначения выборов сельских акимов?

Основания для назначения выборов:

  • окончание установленного законом срока полномочий акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа (срок полномочий – четыре года);
  • досрочное прекращение полномочий акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа или изменение административно-территориальной единицы в случаях, установленных законом.

Выборы назначаются не менее чем за 40 дней до истечения срока полномочий акима и должны быть проведены не менее чем за 10 дней до истечения установленного законом срока его полномочий. 

В случае досрочного прекращения полномочий акима выборы назначаются в течение месяца и проводятся в месячный срок со дня их назначения.


Читайте также: Президент: Если система выборов акимов сёл покажет свою эффективность, мы будем её применять на более высоком уровне 


№5. Какие документы должен предоставить кандидат?

Кандидат и его (её) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации об активах и обязательствах.

Кандидат должен предоставить:

  • заявление о согласии/намерении баллотироваться кандидатом в акимы города районного значения, села, посёлка, сельского округа;
  • биографические данные;
  • справку органа государственных доходов о сдаче кандидатом и его (её) супругой (супругом) деклараций об активах и обязательствах;
  • документ, удостоверяющий внесение избирательного взноса.

Самовыдвиженец должен предоставить протокол избирательной комиссии о результатах проверки подписей избирателей. Кандидат от политической партии – документ, подтверждающий членство в партии и выписку из протокола заседания высшего руководящего органа соответствующего филиала (представительства) политической партии по выдвижению кандидата с приложением копии документа о государственной регистрации партии.

№6. Какие будут основания для отказа в регистрации кандидата?

Избирательная комиссия отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случаях:

  • нарушения кандидатом правил выдвижения, непредоставление необходимых документов для регистрации;
  • несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему выборным законодательством;
  • использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
  • проведения кандидатом, а также политической партией выдвигающей кандидата, предвыборной агитации до окончания срока регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
  • установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
  • установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
  • выявления на момент подачи декларации недостоверности сведений об активах и обязательствах, задекларированных кандидатом или его (её) супругой (супругом);
  • получения отрицательных результатов специальной проверки.

Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в течение трёх дней.


Читайте также: Выборность акимов – это начало антибюрократической революции сверху


№7. Как будут финансироваться выборы?

Предусмотрено государственное финансирование выборов из средств местного бюджета. Распределять бюджетные деньги будут территориальные избирательные комиссии на следующие расходы:

  • организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;
  • выступления кандидатов в акимы городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов в СМИ;
  • проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов в акимы;
  • транспортные расходы кандидатов в акимы;
  • изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о кандидатах в акимы.

№8. Что делать, если мне не понравится ни один из кандидатов?

В избирательный бюллетень предлагают включить:

  • всех зарегистрированных кандидатов с указанием фамилии, имени, отчества в алфавитном порядке;
  • графу "Против всех".

Поэтому у избирателей будет право не отдавать свой голос ни за одного кандидата.


Читайте также: Мажилис принял в работу законопроект о снижении порога прохождения для политпартий на выборах


№9. Кто будет считаться победителем выборов?

В статью 9 Закона "О выборах в Республике Казахстан" ("Избирательные системы") предлагают внести такую норму:

При выборах акима города районного значения, села, посёлка, сельского округа избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

№10. Можно ли будет отозвать избранного акима?

Да, маслихаты района (города областного значения) будут наделены полномочиями по рассмотрению вопроса о выражении вотума недоверия акиму, в том числе по инициативе собрания местного сообщества.