Прямой эфир Новости спорта

Президент Air Astana: для листинга наших акций худшего времени не подобрать

Фото с сайта airastana.com
Фото с сайта airastana.com
Глава национального авиаперевозчика Питер Фостер прокомментировал informburo.kz предстоящую продажу части акций в ходе IPO.
Всё началось ещё в 2011 году после прошедшего XIII съезда партии "Нур Отан", где было объявлено о начале реализации программы "Народное IPO". По замыслу её разработчиков ожидалось, что эта программа, с одной стороны, позволит гражданам Казахстана стать совладельцами крупных предприятий и национальных компаний, а с другой, экономика страны получит приток новых инвестиций. Соответственно, к сентябрю того же года, предварительно согласовав все нюансы с Фондом национального благосостояния "Самрук-Казына", Правительство Республики Казахстан своим постановлением не только утвердило программу "Народного IPO", но и определило перечень предприятий, которые выставлялись на продажу до конца 2015 года.

Консенсуса так и не нашли

Согласно опубликованным планам, ещё в 2013 году вслед за компаниями "КазТрансОйл" и KEGOC свои акции для продажи населению страны должен был выставить и национальный авиаперевозчик Air Astana. Но в итоге этого так и не произошло. Из состоявшегося в мае 2012 года разговора автора этих строк с руководством авиакомпании удалось выяснить, что казахстанской делегации на переговорах в Лондоне по вопросу размещения акций в рамках программы "Народного IPO" консенсуса с представителями корпорации BAE systems добиться не удалось. Сообщалось, что владеющим 49-процентной долей AO Air Astana британцам идея казахстанской стороны отдать по 5-10% своих активов для их продажи населению Казахстана по вкусу не пришлась. Хотя бы потому, что авиакомпания Air Astana устойчиво приносила прибыль.

На фоне падения цен на нефть

В течение последующих 3 лет вопрос о приватизации национального авиаперевозчика не поднимался. Пока не наступила осень 2015 года, когда стало очевидно, что запланированная в государственном бюджете цена нефти в 80 долларов за баррель истине не соответствует: на мировых рынках нефть марки Brent стала колебаться в пределах 45-50 долларов за "бочку".

Вероятно, именно по этой причине и с целью поиска дополнительных инвестиций в экономику страны Правительство РК вновь вспомнило о программе "Народное IPO".

Вначале ноября прошлого года появляется информация, что в 2016 году Казахстан ждёт новая волна приватизации, а среди тех компаний, чьи акции должны быть выставлены для продажи населению, значится и Air Astana.

От тишины к скандалу

Впрочем, нельзя не вспомнить, что чуть позже в декабре в прессе появилась информация о приватизации авиакомпании несколько иным способом: продать принадлежащий государству 51% акций зарубежному инвестору. Сегодня уже можно открыто говорить, речь действительно шла о фактической продаже национального авиаперевозчика одной из крупнейших авиакомпаний мира Qatar Airways. При этом лоббистов, продвигающих эту идею в правительственных кругах, ничуть не смущало, что в этом случае автоматически разрывались все ранее принятые межгосударственные соглашения об авиасообщении, а рейсы "обновлённой" авиакомпании Air Astana должны были совершаться исключительно через столицу Катара – Доху. Поднятый шум в СМИ реализацию этой идеи остановил, а 10 декабря 2015 года даже появилось сообщение пресс-службы Министерства инвестиций и развития РК, из которого следовало, что Air Astana не будет передана в конкурентную среду.


Если бы Air Astana досталась Qatar Airways, все международные рейсы выполнялись бы через Доху

Фото с сайта planespotters.net
Если бы Air Astana досталась Qatar Airways, все международные рейсы выполнялись бы через Доху

Одно заявление хорошо, а два – лучше

Казалось бы, после такого заявления все вопросы сняты раз и навсегда. Но не прошло и месяца, как появилась новая информация, по сути противоречащая сообщению Министерства инвестиций и развития. На этот раз "постаралось" Министерство национальной экономики, опубликовав в документе "Целевые индикаторы реализации Комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы" список предприятий с государственной долей участия, подлежащих продаже заинтересованным инвесторам. Из него и выяснилось, что авиакомпания Air Astana, которая вроде бы "не будет передана в конкурентную среду", всё же будет приватизирована методом публичного размещения акций на рынке (IPO).

Нюансы предстоящего IPO

Так будет Air Astana приватизирована или нет? С этим вопросом редакция informburo.kz обратилась к президенту авиакомпании Питеру Фостеру.

– Господин Фостер, судя по всему, возглавляемая вами компания всё же будет приватизирована. Речь идёт об IPO? Если да, то когда следует ожидать старта продаж акций?

– Да, это будет IPO, и мы предполагаем, что продажа акций нашей авиакомпании начнётся через 18, а может, и через 24 месяца.

– Авиакомпанию устраивает решение о приватизации?

– В настоящий момент финансовые рынки всего мира находятся в плачевном состоянии и, если честно, то для листинга худшего времени не подобрать. Безусловно, спрос на акции нашей авиакомпании будет, но их стоимость будет очень низкой. По идее, нам стоит подождать восстановления рынков, которые сейчас на дне, чтобы получить правильную цену за наши акции. Но это моя точка зрения.

– Хотелось бы уточнить: поскольку Air Astana является национальным авиаперевозчиком, должно ли Правительство Казахстана сохранять у себя контрольный пакет акций?

– Не обязательно. У большинства национальных перевозчиков мира контрольный пакет акций государству не принадлежит.

– То есть он может принадлежать частному или зарубежному инвестору? Например, Qatar Airways?

– Весь смысл приватизации в этом и состоит, что вы можете купить акции на открытом рынке. И теоретически, как только мы выйдем на IPO, любой человек, любая компания может купить наши акции. Но в нашем случае ключевую роль играет факт наличия межправительственных соглашений о взаимном авиасообщении. Поэтому минимум 50% акций должны принадлежать гражданам или каким-нибудь институтам страны национального авиаперевозчика. Подчеркну, это не означает "правительство", это может быть крупный предприниматель, компания или группа граждан. Главный критерий: они должны иметь непосредственное отношение к стране национального авиаперевозчика. При этом совершенно недопустимо, чтобы, например, компания-акционер работала в стране, а управлялась из-за рубежа. Это требование, которое присутствует во всех двухсторонних межправительственных соглашениях.


Президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер

Фото Анатолия Иванова
Президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер

– Возможно ли, в таком случае, слияние вашей авиакомпании с другим авиаперевозчиком? Например, по образцу группы Air France-KLM?

– Это было бы большой ошибкой. В настоящий момент эта группа испытывает серьёзные трудности, тогда как Air Astana является прибыльной компанией. Наше преимущество в том, что свою деятельность мы осуществляем в рамках финансовой дисциплины, применяемой в частных компаниях. Мы зарабатываем деньги и инвестируем их в собственное развитие. В нашем случае наглядно показано, что когда компания не полагается на помощь государства, на поддержку со стороны Правительства, она обязана быть эффективной. И это было главным требованием Президента Казахстана, когда принималось решение о создании нашей авиакомпании в 2002 году.

– Последний вопрос. Если будет окончательно принято решение о выходе авиакомпании Air Astana на IPO, то значит ли это, что часть акций будет продаваться на внешнем рынке, а другая – внутри Казахстана, чтобы их могли приобрести местные инвесторы?

– Так и будет! Первоначальный листинг будет проходить в Казахстане. К тому времени должен начать работать финансовый центр Астаны. Соответственно, мы ожидаем, что наша авиакомпания станет флагманом листинга новой биржи. После этого возможно листингование и на других международных биржах.

Просто, да не совсем

А теперь подведём итоги. Учитывая уже многолетнюю историю с попыткой приватизировать авиакомпанию Air Astana, а также ряд необходимых условий её предстоящего листингования, можно вполне предположить, что и через 2 года особых изменений в составе акционеров не произойдёт: АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" – 51%, BAE Systems PLC – 49%. Правда, здесь есть один немаловажный нюанс, непосредственно связанный с наблюдаемым ныне финансово-экономическим кризисом в условиях масштабного падения цен на нефть, металлы, уран и другое сырьё. В этой связи не исключено, что в Казахстане появились некая группа людей, кровно заинтересованных в приобретении акций такого предприятия как Air Astana, которое даже в кризисных условиях приносит устойчивую прибыль. И если это так, то становится понятным, отчего в течение одного месяца разные министерства одного Правительства публикуют противоречащие друг другу заявления.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров