Меньше чем через неделю руководство ФНБ "Самрук-Казына" должно представить Правительству список своих дочерних компаний, которые могут быть приватизированы в рамках проводимой программы широкомасштабной реструктуризации государственных активов. Однако задолго до часа "Х", назначенного на 15 декабря текущего года, в ряд казахстанских СМИ попал предварительный список находящихся под управлением ФНБ "Самрук-Казына" государственных активов, которые могут быть переданы в конкурентную среду. И если присутствие в предварительном списке таких компаний, как Rompetrol, "Казахтелеком", "Атырауский НПЗ" или "Казатомпром", особого удивления не вызвало, то появление среди 37 попадающих под приватизацию "дочек" фонда национального благосостояния авиакомпании Air Astana было воспринято как некое недоразумение. Хотя бы потому, что эта компания убыточной никогда не была.

Без долгов и с прибылью

Корреспондент informburo.kz попросил руководство Air Astana прокомментировать сложившуюся ситуацию. Тем более что прошедшая череда девальваций национальной валюты могла действительно поставить национального авиаперевозчика чуть ли не на грань банкротства. Однако в авиакомпании такой постановке вопроса сильно удивились.

"Air Astana является прибыльной авиакомпанией с момента своего основания. Маржа в среднем составляет 2%. Государство и компания BAE Systems вложили по 8,5 млн долларов в уставный капитал и создали авиакомпанию без других дополнительных вложений от акционеров. За 14 лет мы выплатили в госбюджет 350 млн долларов. Кроме того, мы исправные налогоплательщики, у которых нет долгов", – заметили в Air Astana.

При этом в авиакомпании подчеркнули, что за счёт собственных средств они приобрели в собственность 11 самолётов из 30 имеющихся у них в настоящий момент в авиапарке.

Может, даже и Qatar Airways

В Air Astana признали, что до них дошла информация о возможной продаже казахстанской доли национального перевозчика. Другое дело, что им пока неизвестно, кто может стать новым акционером авиакомпании.

В компании Air Astana отказались комментировать появившиеся разговоры о том, что вероятным покупателем их акций является одна из крупнейших авиакомпаний мира – пятизвёздочная Qatar Airways.

Кстати, здесь следует отметить, что после принятия Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок", автоматически повлиявшего на Закон "Об использовании воздушного пространства", подобный сценарий стал вполне реален. В соответствии со вступившими с 4 декабря 2015 года новыми правилами, иностранным инвесторам разрешили покупать контрольные пакеты акций казахстанских компаний, в том числе и тех, кто занимается авиаперевозками.

В авиакомпании задаются вопросом

В этой связи в Air Astana, отметив свою поддержку начинающейся приватизационной кампании, не предусматривающей в нынешней экономической конъюнктуре субсидирования неэффективных и убыточных государственных предприятий, заметили, что не относятся к категории компаний, которым нужна приватизация.

"Скажите, вы бы захотели продать компанию, которая не только является рентабельной при самых сложных обстоятельствах и считается одной из самых эффективных авиакомпаний мира, но и, будучи основным экспортным драйвером, вносит огромный вклад в  реализацию национальной стратегии?" – задали нам вопрос в Air Astana, комментируя возможность выкупа казахстанской доли акций авиакомпании иностранными инвесторами.   

Прощайте заморские страны?   

Появление иностранной компании в качестве основного акционера национального авиаперевозчика Казахстана будет означать и автоматическое нарушение целого ряда международных соглашений, отметили в авиакомпании Air Astana:

"При потере более 50% казахстанской доли акций мы лишимся права на выполнение всех наших международных полётов. Это означает прекращение рейсов в Россию, Китай, Германию, Турцию, Великобританию, Таиланд и так далее. То есть по всем зарубежным направлениям, которые мы создали за годы своей деятельности. Мы автоматически станем внутренним перевозчиком. Вместо перевозки транзитного потока из Евразии через Казахстан по программе "Нурлы жол", мы будем обеспечивать трафик из Казахстана в зарубежный хаб".

Без "сюрпризов" не обойтись

Уготованы "сюрпризы" и в случае с авиапарком, который уже в ближайшей перспективе должен пополниться 7 новейшими авиалайнерами семейства Airbus A320 Neo и 3 самолётами Boeing 787. "Ещё слишком рано делать прогнозы, и мы сохраняем уверенность, что решение будет принято в интересах долгосрочной стратегии роста Казахстана и его граждан. Но если вышеупомянутый сценарий будет запущен, это коснётся не только новых самолётов, но и также возврата значительной части существующего флота. В результате этого компания, созданная на первоначальных вложениях в 8,5 млн долларов, будет передана иностранному перевозчику, который будет только рад получить её без каких-либо вложений. Вопрос в том, захотят ли казахстанцы путешествовать в Москву, Стамбул, Франкфурт через хаб новых владельцев или предпочтут прямые рейсы?" – подчеркнули в Air Astana, отвечая на вопросы informburo.kz.

И всё без помощи акционеров

Не забыли в авиакомпании упомянуть и о своих победах на рынках международных перевозок: "Мы стали мировым брендом Казахстана, экспортируя свои услуги на сумму более чем 200 млн долларов в год. Мы стали первой 4-звёздочной авиакомпанией во всей Восточной Европе и СНГ, а также 4 года подряд лучшей, по версии Skytrax, следуя лучшим международным стандартам и оставаясь лидером по инновациям и продукту в регионе. Сегодня каждый восьмой пассажир нашего международного рейса является транзитным пассажиром, использующим Казахстан как евразийский хаб. И мы хотим  увеличить эту цифру в 5 раз в последующие 10 лет. Всего этого мы смогли достичь безо всякого финансового вливания со стороны наших акционеров, благодаря очень низкому удельному уровню затрат, который составляет только половину удельных затрат западных перевозчиков и ниже нескольких крупных западных лоукостеров".

Кто заплатит ЕБРР

На прошлой неделе национальный авиаперевозчик Республики Казахстан получил крупный заём в размере, эквивалентном 14 млн долларов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на строительство в Астане первого в центрально-азиатском регионе технического центра по обслуживанию широкофюзеляжных авиалайнеров. Отвечая на вопрос informburo.kz о том, кто будет погашать взятый у ЕБРР кредит, в Air Astana ответили: "Заём взят авиакомпанией, то есть акционером компании, и нести ответственность будет новый акционер".

В настоящий момент акционерами авиакомпании Air Astana являются казахстанское акционерное общество "ФНБ "Самрук-Казына" (51% акций) и дочерняя компания британской корпорации BAE Systems plc - BAE Systems (Kazakhstan) Limited (49% акций). Согласно информации от руководства Air Astana, в авиакомпании не располагают сведениями о желании британской стороны продавать свои акции.  

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter