Ровно за неделю Air Astana прошла путь от компании, которую хотят сплавить алчным иностранцам, до компании, с которой неожиданно сняли все ограничения на полёты в Европу, заодно убрав и зависший над головой дамоклов меч продажи. Что из сказанного и попавшего в прессу за последние семь дней было правдой, что частичной правдой, а что намеренным вбросом, сейчас уже вряд ли можно разобраться – да и смысла нет – но очевидно, что сложившаяся теперь ситуация это победа руководства Air Astana и конкретно пиар-службы компании, проделавшей шикарную работу.
Почему я заостряю внимание именно на работе пиар-департамента компании? Давайте просто вспомним, как развивались события. В конце прошлой недели в СМИ попадает список активов, от которых государство хочет избавиться в этот непростой экономический период, причём само наличие такого списка как бы намекает нам, что дальше будет только хуже. Из всех компаний, представленных в нём, особый акцент делается на Air Astana, называется даже имя потенциального покупателя – государство Катар в лице авиакомпании Qatar Airways. Поначалу даже собственно предполагаемая продажа казалась дезой и бредом, но, как показали дальнейшие события, похоже, Air Astana всё-таки на самом деле значилась в "приватизационном списке". Выходные журналистам и обывателям дали на переваривание и усвоение информации, а дальше ситуация стала меняться стремительно.
Сначала Air Astana сама обратилась в Правительство с просьбой не продавать ни полностью, ни частично 51% акций, принадлежащий государству через фонд "Самрук-Казына", а затем во всех значимых онлайн-СМИ появились статьи с полным набором страшилок насчёт того, какой авиа-апокалипсис случится, если продать госдолю Air Astana, а тем более – если продать её катарцам. Вторник и среду отвели на обсуждение вопроса, в ходе которого даже критики компании перековались в её защитников, а голоса "Продавать!" остались единичными, и в четверг в небо взвился флаг победы. Комитет гражданской авиации объявил, что Air Astana не продаётся, причём, судя по тому, что выпущенный текст практически дублировал все те угрозы, что были озвучены, в случае продажи компании, дыма без огня не было. Очевидно, включая Air Astana в "приватизационный список", кое-кто кое-где не до конца разобрался в последствиях, но недостаток информированности был исправлен. Президент Air Astana Питер Фостер поблагодарил "всех собравшихся", а красивой, аппетитной, вкуснейшей вишенкой на торте стала вечерняя новость от министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева об исключении Air Astana из "серого" европейского списка.
И вот, пятницу Air Astana встречает компанией, которую никто никому не продаёт, а сама она может ширить маршрутную сеть в Европу. Блестящая работа, захват дворца Амина и операция "Энтеббе" в одном флаконе. Случился, правда, в ней один перегиб в виде "демонизации" Qatar Airways – меж тем, если не уход под крыло, то сотрудничество с лучшей авиакомпанией мира было бы благом, по крайней мере, для потребителя.
Непосредственным участникам авиабизнеса, конечно, виднее, но следующий пассаж в одном из заявлений Air Astana выглядел как минимум странно: "Корпоративная культура и стиль управления Катарских авиалиний полностью противоречат ценностям Air Astana… Непрозрачная финансовая отчётность, постоянные скандалы по причине нарушения принципов справедливой конкуренции, ущемление прав своих сотрудников, бортпроводников, недавний инцидент с выходом из доли участия в авиакомпании Cargolux, – шлейф этих событий говорит не в пользу данной авиакомпании".
Почему данный фрагмент выглядит странно? Ну, наверное, потому, что Qatar Airways – это всё-таки лучшая авиакомпания мира. Официально. Трижды лучшая. В том числе, и в 2015 году. Подтверждено наградами Skytrax, которыми гордится и сама Air Astana – только на региональном, центральноазиатском, а не глобальном уровне. В случае, если Qatar Airways стала бы мажоритарным или миноритарным акционером Air Astana, казахстанские потребители получили бы доступ к одной из самых широких и разветвлённых маршрутных сетей мира – катарцы летают на все континенты, за исключением Антарктиды, разумеется. Да и компания, не испытывающая проблем с деньгами, в силу того что Катар не скупится на мировую экспансию своего авиадетища (причём по всем фронтам – достаточно посмотреть на футболки "Барселоны"), в нынешней ситуации не помешала бы.
Но, пожалуй, минусов от продажи госпакета акций Air Astana было бы больше. Фактор первый – национальная безопасность. Не все страны имеют контролируемые государством авиакомпании – кто-то в силу собственного могущества, кто-то по противоположной причине. Но наличие такого стратегического актива для молодого государства, находящегося в не самом спокойном регионе (хотя, где сейчас спокойно?), в окружении соседей, нацеленных на доминирование, – необходимость. А продажа любой доли из госпакета вела бы к потере контроля.
Фактор второй – имиджевый. Уж простите за пафос, но Air Astana действительно превратилась в одну из витрин Казахстана. Более того, в пику "казахстанской бизнес-модели" (громко стартовать, а потом неуклонно терять в качестве), Air Astana одна из редких наших компаний, которая развивается и совершенствуется. Не всем нравятся цены. Цены растут – это факт. С другой стороны, по каждому направлению, так или иначе, есть альтернативы. Да, по международным рейсам, как правило, с пересадками, но ведь и Air Astana этим грешит: все западноевропейские рейсы из Алматы (Лондон, Франкфурт, Амстердам, Париж) и некоторые юго-восточные (Хошимин) совершаются с промежуточными остановками – в Астане, Атырау или Бангкоке.
И фактор третий – недоверие. Давайте будем откровенными, каждый раз, когда речь идёт о разгосударствлении предприятий, большая часть населения уверена, что полученные в результате средства пойдут не в общую кубышку, а в чью-то индивидуальную. Так пусть уж лучше контрольный пакет Air Astana остаётся у государства, тем более что кушать авиакомпания не просит (по её же собственным отчётности и утверждениям), чем потом мы будем читать о новом коррупционном скандале, сопровождаемом непременным молением о прощении и обещании: "Я больше так не буду".
-
1🥩 В Астане откроется праздничная ярмарка «Соғым-FEST»
-
7865
-
0
-
8
-
-
2🎆 Где в Алматы можно запускать салюты, чтобы не получить штраф
-
2546
-
0
-
15
-
-
3🔖 Возможно, что вы тоже об этом не знали. Оказывается, можно вернуть новый товар, даже если утеряна этикетка
-
2100
-
5
-
20
-
-
4👮♂️Главреда КазТАГ Амира Касенова задержали в Астане
-
2040
-
2
-
37
-
-
5⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 23 декабря
-
2134
-
0
-
2
-
-
6⏺В 2025 г. фонд «Даму» поддержал 11 тыс. проектов на 1,9 трлн тг.
-
2275
-
0
-
13
-
-
7🩺 Онкобольные остались без льгот: в Семее выявили нарушения
-
2132
-
0
-
36
-
-
8📞 Токаев и Трамп провели продолжительный телефонный разговор
-
2092
-
4
-
47
-
-
9❗️Грету Тунберг арестовали в Лондоне
-
2159
-
1
-
32
-
-
10🏙Токаев принял главу холдинга Байтерек
-
2231
-
3
-
14
-
lw-3094948329-4
USD:
513.3 / 515.9
EUR:
600.5 / 605.5
RUB:
6.37 / 6.49