Несмотря на то, что фильм "Дипан" Одиара критикам понравился и его отмечали среди большого количества картин, до последнего момента никто не ставил на его победу.Фильм хорош. Как и остальные ленты Одиара, он отражает авторский взгляд мастера на современную реальность. Но станет ли новая картина такой же популярной, как его криминальная драма "Пророк", когда-то получившая гран-при Каннского кинофестиваля - неизвестно. "Пророк", молодой преступник-араб (его играет актёр Тахар Рахим), сумевший волей случая подчинить себе корсиканскую мафию, был обаятельнее. Зато главный герой новой ленты Дипан – бывший "тамильский тигр", решивший забыть о войне навсегда и начавший новую жизнь в новой стране, выглядит правильнее.
Гран-при 68-го Каннского кинофестиваля, а также приз жюри Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) завоевал фильм венгерского режиссера Ласло Немеша "Сын Саула", который оказался в числе фаворитов с самого первого показа. Крепкая драма от дебютанта так впечатлила публику, что только ей и пророчили победу. История происходит во времена Второй мировой войны. Главный герой - один из работников концлагеря, чья работа - провожать вновь прибывших узников до газовой камеры. Свою работу он выполняет, так сказать, "на совесть" - ни одному из узников не удается сбежать. Однажды в камеру попадает подросток и чудом остаётся жив, пока один из охранников его не добивает. К ужасу главного героя, в этом мальчике он узнает своего сына, которого теперь собирается похоронить по всем обычаям.
Приз жюри достался греку Йоргосу Лантимосу за самый необычный фильм фестиваля – картину "Лобстер". Это лента о якобы будущем человечества, когда одиноких людей будут ждать репрессии и расправы за неумение найти пару. В фильме им грозит превращение в животных и дальнейший отстрел, подробнее можно прочитать в одном из наших Каннских дневников.
Лучшим режиссёром 68-го Каннского кинофестиваля стал тайванец Хоу Сяосянь с фильмом "Убийца". Историческая драма о девушке, которую наняли убить своего бывшего жениха, выглядит красивым, экзотичным и оттого невероятно живописным полотном. Фильм предстаёт философской притчей о любви и долге.
Большим сюрпризом для кинокритиков стало вручение наград актёрам - никто не предвидел такого поворота событий. Особенно это касается вручения приза лучшей актрисе. Подавляющее большинство ставило на Кейт Бланшетт, однако она не была отмечена ничем, кроме хвалебных слов в свою честь в кулуарах. Вместо неё наградили сразу двух актрис - её коллегу по фильму "Кэрол" Руни Мару и французскую актрису, а также режиссёра Эммануэль Берко. Последняя, как мы уже писали, не только снялась в фильме "Мой король" Майвенн ле Беско, но и удостоилась чести открывать 68-й Каннский кинофестиваль своим фильмом. В общем, награды были вручены так, чтобы американки не обиделись, и француженки остались довольны.
Эммануэль Берко
Ожидания критиков не оправдались и относительно главной мужской роли. Одни эксперты предрекали присуждение лучшей актёрской работы голливудскому актеру пуэрториканского происхождения Бенисио Дель Торо. В фильме о мексиканских наркоторговцах "Сикарио" ("Наёмница"), тоже представленному в рамках конкурса, он сыграл так ярко, что даже главная героиня, та самая наёмница – её играет Эмили Блант - померкла на его фоне. Другие критики выделяли Тима Рота в фильме "Хроники" мексиканца Мишеля Франко. Рот сыграл человека, который ухаживает за неизлечимо больными людьми. Трогательная работа.
И всё же лучшим актером фестиваля признан француз Венсан Линдон, сыгравший в фильме "Закон рынка" Стефана Бризе. Это очередная социальная драма о "маленьком" человеке - обычном охраннике во французском супермаркете. Отец ребёнка с ДЦП и крайне неблагоустроенный житель Франции никак не может вылезти из кредитов, очередей за пособиями и справками для всевозможных инстанций. Работа преподносит ещё большие неприятности. Однажды на краже попадается женщина, проработавшая 20 лет кассиром в магазине, и тогда исполнение служебных обязанностей становится для главного героя проверкой на человечность. Приз заслужен - браво, Венсан!
Лучшим сценарием стал скрипт 36-летнего мексиканца Мишеля Франко "Хроники". История "сиделки" для безнадёжно больных, открыто ставящая вопрос об эвтаназии, набрала неплохие рейтинги среди кинокритиков.
Приз экуменического (христианского) жюри завоевала драма итальянца Нанни Моретти "Моя мать". А вот "Золотую камеру" - награду для самых молодых кинематографистов, отличившихся на кинофестивале - завоевал колумбийский режиссёр Сесар Аугусто Асеведо за фильм "Земля и тень". Лента о проблемах крестьян Колумбии тронула жюри.
Каннский кинофестиваль прошел в этом году в 68-й раз, но не было бы и года, чтобы вручение наград прошло так, чтобы остались довольны и критики, и эксперты из киноиндустрии, и те, кто участвует в процессе кинопроизводства - актёры, режиссёры и продюсеры, ведь награды в кино всегда субъективны. По-моему, жюри под предводительством братьев Коэнов вполне успешно справилось со своей задачей.